В десять раз больше


27 января вступают в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые значительно увеличивают размер штрафов за незаконную рекламу. Должностным лицам придется платить за нарушения до 200 МРОТ, или 20 000 руб. (вместо 40–50 МРОТ), а компаниям – до 5000 МРОТ, или 500 000 руб. (вместо 400–500 МРОТ). При этом штрафы будут начисляться за каждое отдельное нарушение, поясняет руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Например, если в одном номере журнала рекламируются три брэнда крепкого алкоголя, максимальный штраф для издания составит 1,5 млн руб., поясняет сотрудник ФАС. “Размер штрафа теперь может быть сопоставим с выручкой от всего тиража”, – говорит Артемьев.

Замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский рассказал, что 10-кратное увеличение штрафов сделает незаконное размещение рекламы экономически невыгодным. По словам сотрудника ФАС, многие издательские дома злоупотребляют рекламой крепкого алкоголя – тем более что штрафы начисляются не за каждое отдельное нарушение, а “в совокупности”. Президент ИД Родионова Алексей Волин поясняет, что сейчас экономическая выгода от размещения рекламы алкоголя существенно превышает размер штрафов. “Рекламный модуль стоит $10 000, а максимальный штраф составляет около $1500, и надо быть круглым идиотом, чтобы отказаться от заказов”, – говорит Волин. Неудивительно, что многие издания предпочитают игнорировать требования антимонопольного ведомства. Летом 2003 г. чиновники даже пытались лишить лицензии журналы Maxim и Premiere, которые продолжали рекламировать крепкие спиртные напитки вопреки предупреждениям и штрафам МАП.

“С драматическим увеличением штрафов размещать рекламу алкоголя станет бессмысленно, – говорит президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. – Со вступлением нового закона в силу мы приостанавливаем прием заказов”. А председатель совета директоров РА BBDO Russia Элла Стюарт поясняет, что ответственность за нарушение законодательства несут и распространитель рекламы, и рекламодатель. “Мы всегда консультируем клиентов о возможных рисках рекламного материала, связанных с его содержанием, оформлением, а также временем, местом и средством размещения,” – говорит Стюарт.

Директор по корпоративным коммуникациям группы компаний “Союз-Виктан” Сергей Комодский прогнозирует, что с введением новых правил алкоголь будет рекламироваться либо в местах продаж, либо в отраслевых журналах. А в BBDO считают, что “штрафы могут повлиять на стоимость размещения слабоалкогольных напитков, например пива”. “Логично предположить, что цены вырастут”, – заключила Стюарт.