Дома пригодитесь!


“Наличие МВА само по себе, без достаточного опыта работы в российском бизнесе, не дает тех конкурентных преимуществ, которые обладатели дипломов МВА обычно выражают в своих компенсационных запросах”, – объясняет Андрей Шибанов, директор по персоналу Альфа-банка.

Возвращение в Россию

Еще 20 лет назад выпускников западных бизнес-школ с дипломами МВА (Master of Business Administration), работавших в России, можно было пересчитать по пальцам одной руки. “В период с 1985 по 1989 г. удалось найти лишь одного российского менеджера со степенью МВА”, – рассказывает Юлия Баранова, генеральный директор компании по подбору персонала CluMBA Advance. Однако в следующие пять лет этот клуб зарегистрировал уже 44 управленца, которые обучались по западной программе МВА, с 1996 по 2000 г. – 296. Дальше – больше: за 2004 г. диплом МВА получили 174 российских менеджера, а за 2005 г. – 134.

Помимо того, что увеличивается общая численность управленцев со степенью МВА, растет и спрос на них со стороны российских компаний, добавляет Баранова.

“Особенно заметно это стало в последние два года. А например, в 2000–2003 гг. наблюдался спад”, – уточняет Станислав Шекшня, преподаватель бизнес-школы INSEAD. По его словам, на первых обладателей дипломов МВА смотрели как на волшебников.

“Нашим бизнесменам казалось, что возьми они такого специалиста, и через два месяца компания начнет приносить небывалые доходы, – рассказывает Шекшня. – Конечно, такого не происходило, и в менеджерах со степенью МВА разочаровывались”.

Однако сейчас постепенно российский бизнес “созревает” до требований международных рынков, продолжает эксперт. И здесь нужен человек, который знает “те” правила. В частности, все популярней первичное размещение акций (IPO). В 2004 г. на фондовый рынок вышло пять российских компаний. А в прошлом году это стало по-настоящему массовым явлением: число компаний, которые провели IPO, по сравнению с 2004 г. увеличилось почти втрое. Ожидается, что в 2006 г. на рынок выйдет не менее 20 новых эмитентов.

Выпускники западных программ МВА и сами видят, что спрос на них растет. При этом в России возможностей для успешной карьеры гораздо больше, чем в США и Европе, где налицо переизбыток менеджеров с дипломами МВА и не все могут найти себе работу с зарплатой, на которую они рассчитывали, беря кредит на обучение в бизнес-школе.

“Многие уезжают учиться на Запад, чтобы остаться там. Но они возвращаются, потому что понимают, что в России можно добиться профессиональных высот намного быстрее”, – рассказывает Сергей Павлов, заместитель генерального директора по информационным технологиям целлюлозно-бумажного предприятия “Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК”. Сам Павлов в 1997 г. закончил INSEAD.

Максим Засов, генеральный директор компании “Красный сектор” (дочерняя компания екатеринбургского “СКМ-Холдинга”), в 2004 г. получил диплом Harvard Business School – и вернулся в Россию. “Я думал, что “клад там, а он на самом деле тут”, как у [Пауло] Коэльо в “Алхимике”, – объясняет он причину своего возвращения. – В США, если нет собственного ноу-хау, обязательно надо делать карьеру, а в России, имея нужное образование, можно стать собственником или совладельцем бизнеса”.

38-летний Алексей Аблаев, ныне заместитель директора московского офиса американской биотехнологической компании Gеnеncor, два года провел в University of Michigan, бизнес-школе Ross. В 2004 г. Аблаев получил диплом МВА и заманчивое предложение о работе в России – которое он и принял. “Я перебрался из Новосибирска в Москву, имею зарплату, размер которой в пять раз больше моей прежней”, – рассказывает Аблаев.

Несколько лет назад, занимая должность директора по развитию бизнеса Бердского завода биопрепаратов, он о таком даже и не мечтал. “Я решил поступить в бизнес-школу от безвыходности, когда не видел предпосылок ни для профессионального роста, ни для повышения зарплаты”, – признается Аблаев. Он выдержал конкурс в бизнес-школу – семеро кандидатов на одно место, уволился с завода. Не считая $30 000 на проживание, Аблаев взял кредит на учебу – $70 000. “Кредиты выдает сама школа, – поясняет он. – Там логика проста: только умный человек может поступить, а, значит, он в состоянии заработать деньги и отдать долг”.

По словам Аблаева, самое тяжелое в период учебы – управлять временем: “Информации много, но все переварить и удержать невозможно. Это как попытка напиться из пожарного гидранта: поток мощный, да только воды в рот попадает совсем чуть-чуть, надо приноровиться”.

Нужный кадр

Системность и стратегический характер мышления – именно эти качества ценны в выпускниках западных программ МВА. Таковы данные опроса, проведенного компанией Begin Group в 2005 г. среди 135 российских работодателей. Почти 80% респондентов считают, что обладатели дипломов МВА легко находят общий язык с зарубежными партнерами. Поэтому в компаниях работу с иностранцами доверяют именно выпускникам западных программ МВА. “Учеба в Гарварде дала мне возможность, как в “Матрице”, сразу увидеть код бизнеса, т. е. саму его суть”, – рассказывает Засов.

“Перед тобой как будто падает забор, и ты вдруг осознаешь, что мир огромен, – говорит Аблаев. – А еще за время учебы обзаводишься разнообразными контактами и знакомствами”. Такие связи нередко становятся выгодными для компаний, которые берут на работу обладателей дипломов МВА западных бизнес-школ, добавляет Анна Рубальская, руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group.

“Когда я нанимаю управленца, диплом МВА сигнализирует мне, что человек владеет необходимым инструментарием: он может говорить на одном языке с финансовым директором, маркетологом, HR-директором”, – рассуждает Засов.

“Такой менеджер уверенно проведет переговоры с иностранными партнерами”, – добавляет Руслан Ильясов, HR-директор компании “Alcoa-Россия”.

Результат важнее диплома

Хедхантеры и специалисты по управлению персоналом склонны рассматривать диплом МВА как дополнение к деловым качествам, которыми обладает менеджер.

“В настоящее время наш банк подыскивает сотрудника, который бы возглавил новое бизнес-направление. Из пяти соискателей двое имеют МВА, – рассказывает Роман Дусенко, директор дирекции по персоналу Инвестсбербанка. – Выбор в пользу кандидата с дипломом МВА будет сделан лишь в том случае, если он умеет взаимодействовать с российским бизнес-сообществом, обладает лидерскими качествами, способен принимать решения в экстренных ситуациях”.

В конце концов, зарплата идет за результативность, а не за диплом как таковой, добавляет Ильясов. По его словам, встречаются и такие выпускники бизнес-школ, которые не соизмеряют свои амбиции с реальными профессиональными навыками: “Нередко можно услышать размышления вроде: после бизнес-школы я буду директором с годовым доходом не меньше $150 000”.

И такие ожидания не всегда оправданны. Екатерина Рудельсон, консультант хедхантинговой компании Egon Zander, считает, что пока в нашей стране нет прямой взаимосвязи между наличием степени и доходами выпускника бизнес-школы. “В России огромные возможности делать карьеру, но нельзя сказать, что получение МВА дает какой-то ощутимый бонус, – констатирует она. – Я знаю немало случаев, когда кандидату со степенью западной бизнес-школы предпочитали человека с практическим опытом”.