“АвтоВАЗ” съезжает с асфальта


В четверг совет директоров “АвтоВАЗа” рассмотрит стратегию развития предприятия, сообщил вчера Роспром. На “АвтоВАЗе”, в Роспроме и “Рособоронэкспорте” вчера не комментировали содержание этого документа. Но сразу два источника, близких к “АвтоВАЗу”, рассказали “Ведомостям”, что разработку программы курирует новый технический директор завода Максим Нагайцев. Ранее у предприятия уже была стратегия, рассчитанная до 2012 г. Она предполагала замену “классики”, “десятки” и “Самар” “новым семейством автомобилей на единой платформе”. К 2012 г. производство этих автомобилей должно было составить около 500 000 шт. А бывший председатель совета директоров предприятия Владимир Каданников говорил, что “АвтоВАЗ” ведет разработки автомобилей классов B и С.

Новая стратегия определит будущее завода до 2020 г. Собеседники “Ведомостей” говорят, что в документе говорится о необходимости разработки сразу четырех моделей – автомобилей класса В, С, D и SUV (внедорожники). “Общий объем инвестиций, который необходим на все эти проекты, значительно превышает $5 млрд госинвестиций, которые выбивает для автопрома Алешин, – поясняет один из источников. – Но это потому, что “АвтоВАЗ” и сам будет привлекать деньги”. Другой источник отмечает, что сами госинвестиции в стратегии “АвтоВАЗа” будут зафиксированы ниже этого $5-миллиардного уровня. Оба собеседника подчеркивают, что сама стратегия вряд ли будет принята советом 2 февраля. “Совет ее обсудит и попросит доработать”, – говорит один из них.

Сейчас в сегменте внедорожников “АвтоВАЗ” выпускает “Ладу 4 х 4” (старая “Нива”). В прошлом году было собрано 21 783 таких автомобиля. Кроме того, СП “GM-АвтоВАЗ” выпускает Chevrolet Niva (44 060).

Старший аналитик компании “Уралсиб” Вячеслав Смольянинов отмечает, что разработка автомобиля на новой платформе стоит около $1–1,5 млрд. По оценке Смольянинова, постановка на конвейер иномарок четырех классов в том же объеме обойдется в ту же сумму. Но этот вариант неприемлем для “АвтоВАЗа”, считает Смольянинов. По его словам, при сборке иномарок останутся незадействованными многие мощности “АвтоВАЗа”, поэтому не меньше 30% работников автогиганта окажется не у дел. “На потерю рабочих мест “АвтоВАЗ”, конечно, не пойдет”, – уверен Смольянинов. Генеральный менеджер по маркетингу группы компаний “Рольф” Валерий Тараканов отмечает, что “АвтоВАЗу” имеет смысл воспользоваться разработками мировых автоконцернов. Иначе на создание собственных узлов может уйти в два раза больше денег и времени.