Прогнозы года в Санкт-Петербурге: Toyota привезет $70 млн


По словам зампредседателя Комитета по стратегическим инвестиционным проектам (КИСП) петербургской администрации Николая Асаула, в середине марта Toyota должна приступить к строительству основных производственных корпусов, а в феврале она проведет тендер на выбор генподрядчика. По данным КИСП, к апрелю 2007 г. Toyota должна возвести около 50 000 кв. м производственных площадей на территории в 54 га.

В Toyоta Motor Manufacturing, отвечающей за строительство завода, отказались от комментариев. Информацию КИСП подтвердил близкий к компании источник.

Участвовать в конкурсе, по словам Асаула, намерены крупные международные компании. Назвать их чиновник отказался. Однако часть субподрядных работ могут получить местные строители и заработать на поставках стройматериалов.

Toyota строит завод в чистом поле, напоминает председатель совета управляющих ФПГ “Донинвест” (владеет Таганрогским автомобильным заводом) Михаил Парамонов, поэтому затраты на строительство будут больше, чем у ТагАЗа, который в 1997 г. создавал производство на базе уже существующих цехов и истратил на эти цели $50–70 млн из $320 млн инвестиций. По оценке Парамонова, возведение завода и благоустройство территории обойдется в $100 млн. В такую же сумму оценивает строительные работы президент строительной компании “Стэп” Дмитрий Кунис. По его оценке, иностранному генподрядчику достанется около 30% от общей суммы, а $70 млн получат местные субподрядчики.

Это существенная сумма для петербургского строительного рынка, считает заместитель гендиректора торговой компании “Ленстройматериалы” Евгений Мовчан. Годовой объем рынка с учетом отделочных работ и стройматериалов он оценивает в $3 млрд. Хотя доля подряда Toyota в общем объеме строительства невелика, японская компания привлекает строителей и поставщиков как надежный плательщик, полагает он.

Директор по маркетингу компании “Меликонполар” Вячеслав Засухин оценивает стоимость местных стройматериалов для завода Toyota примерно в $50 млн, что составляет около 3% всего петербургского рынка стройматериалов. В городе существует всего несколько проектов, где подрядчикам предлагают быстро освоить столь значительную сумму, например, “Северсталь” вкладывает в строительство Ижорского трубного завода $300 млн за три года.

Засухин говорит, что после выбора генподрядчика строительства завода Toyota “Меликонполар” готовится предложить ему свои услуги по поставке и укладке тротуарных и бортовых камней на общую сумму до $1 млн. За субподряд собирается бороться и “Топ Хаус Бетон”. Пожелавший сохранить анонимность менеджер этой компании считает, что бетонные работы обойдутся Toyota не менее чем в $10–15 млн. Местная компания может, по мнению Куниса, претендовать и на создание инфраструктуры, в том числе на прокладку дорог в Шушарах. Но директор ассоциации “Дормост” Кирилл Иванов считает, что строителям гораздо интереснее участвовать в конкурсах, которые проводит городская администрация. “Это менее 1% от ежегодного объема строительства дорог в городе, в то время как более 90% от рынка – это госзаказы”, – говорит Иванов.