Директор от бизнеса

С. Портер

Во вторник на пресс-конференции президент Владимир Путин сказал, что “Газпром” должен развиваться по пути крупной многонациональной компании, “делающей погоду в мировой энергетике”. А вчера стало известно, что помочь в этом монополии может представитель крупного бизнеса, войдя в ее совет директоров. Как пояснил “Ведомостям” менеджер “Газпрома”, структуры Газпромбанка и “Газфонда”, владеющие в совокупности 4,3% акций монополии, выдвинули в совет четверых независимых от монополии кандидатов, среди которых президент РСПП Александр Шохин. Вчера совет директоров концерна одобрил весь список кандидатов в новый совет, состоящий из 26 человек.

Последние несколько лет состав совета директоров “Газпрома” почти не менялся. Пять из 11 мест в нем занимают государственные чиновники во главе с вице-премьером правительства Дмитрием Медведевым, еще два места – у независимых директоров: основателя Объединенной финансовой группы Бориса Федорова и предправления E.On Ruhrgas Буркхарда Бергманна. Оставшиеся четыре места – у менеджеров монополии, среди которых предправления Алексей Миллер.

В отличие от других кандидатов, например ямало-ненецкого губернатора Юрия Неелова и координатора Dresdner Bank в России Боба Форесмана, Шохин признался, что был предупрежден о своем выдвижении. “Предложение поступило от Миллера и Медведева, с которыми я уже встречался не раз”, – рассказал он “Ведомостям”. Он называет себя представителем широких кругов бизнеса и считает, что будет действительно независимым директором. “Мне это очень интересно, так как “Газпром” оказывается на острие многих проблем: либерализация рынка газа, выравнивание цен на акции, реформирование отрасли”, – говорит он. Шохин намерен заняться и политическими проблемами компании, например взаимоотношениями с Украиной.

“Шохин – идеальный независимый директор для “Газпрома”, – считает крупный федеральный чиновник. – Он фигура известная и никогда не был экстремистом вроде Бориса Федорова”. Менеджер “Газпрома” затруднился предположить, чье место в совете сможет занять Шохин, но источник, близкий к монополии, полагает, что президент РСПП займет место одного из менеджеров “Газпрома”. Вместе с Бергманном и Федоровым в совете появятся три независимых директора, что обеспечит “Газпрому” место в котировальном листе высшего уровня, продолжает он. По требованиям ФСФР у таких компаний должно быть не меньше трех независимых директоров, пояснил представитель РТС. Пока на крупнейших российских биржах – ММВБ и РТС – акции “Газпрома” торгуются вне списка. “Если “Газпром” хочет увеличить капитализацию, то должен улучшать корпоративное управление, в том числе включать независимых директоров”, – говорит представитель РТС.

“По своему статусу Шохин должен представлять в совете директоров интересы бизнеса, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, – И если Шохина направили в “Газпром” “смотрящим” за бизнесом монополии, то это будет неплохо”. А источник, близкий к Минпромэнерго, считает вхождение Шохина в совет делом решенным: последние три месяца тот активно занимается нефтегазовой темой, часто собирает бывших и нынешних чиновников Минэкономразвития и Минпромэнерго и обсуждает это с ними.

В списке есть и другие независимые кандидаты, например Матиас Варниг, главный исполнительный директор North European Gas Pipeline Company, неудачно выдвигавшийся в совет директоров “Газпрома” в 2005 г. Его комментарии получить не удалось, а Боб Форесман из Dresdner заявил “Ведомостям”, что для него “огромная честь быть кандидатом”. Представитель ямальской администрации напомнил, что до 1999 г. Неелов входил в совет, ведь на этот регион приходится 90% добычи газа в России.

Структуры “Газпрома” владеют менее 8% акций, и этого хватит на избрание лишь одного директора (на прошлом собрании акционеров проходной балл составил 6–6,5%), но менеджер “Газпрома” надеется получить доверенности от своих крупных миноритариев – “Нафта Москвы” и “Интеко”. В обеих компаниях вчера отказались это комментировать. Но ранее источник, близкий к “Нафта Москве”, обещал “Ведомостям”, что компания выпишет доверенность “Газпрому”.