Дважды рекордсмен


Аэрофлот” никогда не раскрывал бюджет “Шереметьево-3”, а экспертные оценки стоимости проекта постоянно росли. В 2001 г. гендиректор авиакомпании Валерий Окулов говорил, что терминал обойдется в $210 млн. Чуть позже нанятый “Аэрофлотом” консультант – британская Bovis Lend Lease назвала уже сумму в $300 млн. А к 2004 г. проект подорожал до $430 млн. С такой сметой утвердил строительство “Шереметьево-3” совет директоров “Аэрофлота” полтора года назад. Из них на строительство самого здания терминала должно было пойти $300 млн, а оставшиеся $130 млн – на “сопутствующие” объекты (помещения под торговлю, общественное питание, стоянки и др.).

Но оказалось, что бюджет проекта может вырасти еще на $150–200 млн.

“Шереметьево-3” начали строить прошлым летом. “Аэрофлот” сам вложился в проектирование и первый этап строительства, заняв $130 млн у синдиката западных банков. Этих денег, по данным “Аэрофлота”, хватит до конца марта. А дальше оператор проекта – компания “Терминал” привлечет еще $450–500 млн на условиях проектного финансирования, заявил вчера финансовый директор “Аэрофлота” Михаил Полубояринов. Всего получается около $600 млн. Заемные средства будут привлекаться с запасом, поскольку во время строительства может случиться все, что угодно, например появиться новые непрофильные объекты, пояснили представители “Аэрофлота”, подчеркнув, что это не вызовет очередного увеличения стоимости проекта.

Хотя объем проектного финансирования еще не утвержден, близкий к авиакомпании источник не исключает, что бюджет “Шереметьево-3” может “поплыть”. “В любом случае у “Шереметьево” изначально был не самый дешевый терминал, – замечает замглавы российского представительства австрийской строительной компании Strabag Александр Ортенберг. – Такая стройка в Европе, со стоянками и другими объектами, составляет в среднем $1000–1200 за 1 кв. м, или вдвое меньше, чем у “Шереметьево-3”. С российскими проектами бюджет “Шереметьево-3” и вовсе несопоставим. “Внуково” планирует построить почти такой же терминал за $139 млн, а управляющая “Домодедово” группа “Ист Лайн” примерно за $500 млн за пять лет полностью перестроила аэропорт, напоминает Ортенберг. Впрочем, первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев допускает, что бюджет в $600 млн может быть обоснован. “Иногда на такую сумму можно только инженерные коммуникации к зданию терминала подвести, не говоря уже о всей стройке”, – отмечает он. Не торопятся с выводами и чиновники. “Если дополнительные расходы [на проект] будут обоснованы, мы это одобрим”, – говорит сотрудник Минэкономразвития.

В любом случае сам “Аэрофлот” серьезных затрат на “Шереметьево-3” уже не понесет. В июне он продаст 70% акций “Терминала”, вернув $90 млн вложенных денег. По 25% + 1 акция получат Внешторгбанк и аэропорт “Шереметьево”, еще 20% – Внешэкономбанк. А на апрель-май, когда “Терминал” фактически останется без средств для стройки, подстрахует его либо собственными $30–40 млн, либо поручительством по кредиту на эту сумму, сказал Полубояринов.