“Ростелеком” идет в киоски


Как стало известно “Ведомостям”, “Ростелеком” готовится приобрести компанию “Зебра Телеком”. По сведениям сотрудников двух телекоммуникационных компаний, эта сделка уже практически завершена. А представитель еще одного оператора уверен, что такая покупка может вскоре состояться. Директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко не стал комментировать ситуацию, пояснив, что обо всех состоявшихся сделках компания сообщает сама.

Связаться с владельцами “Зебры” вчера не удалось. Но гендиректор компании Виктор Каледин еще год назад рассказывал о планах акционеров продать ее. Тогда владельцы “Зебры” разослали всем потенциальным покупателям инвестиционный меморандум, в котором объявили о готовности расстаться с контрольным пакетом оператора. “В конце осени 2005 г. предложение было разослано повторно”, – рассказал Каледин “Ведомостям”. По словам Каледина, он был бы “чрезвычайно доволен”, если бы сделка с ”Ростелекомом” состоялась. “Ростелеком” не раз обозначал свое желание выйти на рынок местной связи и получить доступ к конечным пользователям”, – напоминает он. В последнее время оператор дальней связи действительно задумался о возвращении на рынок местной телефонии, с которого ушел в 2002 г., продав 50% долей в “Совинтеле” компании Golden Telecom. В конце 2005 г. “Ростелеком” приобрел за $40 млн компанию “Глобус Телеком” – эту покупку финансовый директор “Ростелекома” Андрей Гайдук объяснил намерением укрепить позиции оператора на московском рынке связи, который является самым конкурентным в России. Впрочем, пока акционером “Зебры” по-прежнему остается кипрская Starford, отмечает Каледин.

“Пока у нас нет информации, что “Ростелеком” собрался приобретать “Зебру Телеком”, – говорит заместитель гендиректора ИФК “Метрополь” (владеющей около 3% акций “Ростелекома”) Андрей Руденко. – Но мы еще два года назад предлагали “Ростелекому” список активов, которые, на наш взгляд, ему стоило бы приобрести, и “Зебра” в него входила”. Оценить стоимость “Зебры” Руденко затрудняется, но призывает “Ростелеком” как можно тщательнее взвесить все “за” и “против” возможной покупки. “У “Зебры Телеком” не самый сильный брэнд, не самые привлекательные клиенты”, – отмечает он, добавляя, что сейчас, когда начали действовать новые правила регулирования рынка, лишающие IP-операторов права оказывать услуги телефонной связи без соответствующих лицензий, многие компании задумаются о продаже, а некоторые и вовсе уйдут с рынка.

Директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов оценивает “Зебру” в $35–50 млн. Купив компанию, “Ростелеком” начнет выстраивать систему продвижения услуг в столице, полагает он. Москва – единственный регион страны, где “Ростелеком” обслуживает абонентов сам, а не через межрегиональные компании “Связьинвеста”, но даже здесь у компании отлажена лишь система выставления счетов, а вот продажа услуг хромает, отмечает он. Аналитик “Финама” Иван Кабулаев согласен, что покупка “Зебры” была бы “грамотным шагом” для “Ростелекома”, поскольку поможет ему “серьезно продвинуться в розницу”. Заодно “Ростелекому” представится возможность установить контроль хотя бы над частью тех междугородных и международных звонков, которые до сих пор шли в обход его каналов по IP-сетям, добавляет он. “Может, “Зебра” и не самый лучший актив, но розничный рынок очень фрагментирован, и покупать приходится тех, кто выставлен на продажу и работает в правовом поле”, – рассуждает Матевосов.