Непобедимая дедовщина


Высказанная на прошлой неделе инициатива президента о создании военной полиции для борьбы с дедовщиной была немедленно поддержана депутатами, членами Общественной палаты, военными и прокуратурой. Вчера главный военный прокурор Александр Савенков, выступая в Совете Федерации, заявил, что это ведомство намерено участвовать в подготовке законодательства о военной полиции, но эта проблема “потребует много времени и средств”. Источник в центральном аппарате Минобороны говорит, что после слов президента министр обороны Сергей Иванов дал поручение проработать этот вопрос наряду с другими – например, профессионализацией сержантского состава или ужесточением наказаний за неуставные отношения и расширением дисциплинарных прав командиров, но говорить о каких-то конкретных предложениях пока рано.

Еще один офицер Минобороны напоминает о планах создания военной полиции, которые разрабатывались Главным организационно-мобилизационным управлением Генштаба в 1997 г. по инициативе тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. Тогда предлагалось создать военную полицию с подчинением ее министру обороны и начальнику Генштаба, но независимую от командования военных округов, объединений и соединений. При этом одно из управлений военной полиции должно было заниматься оперативной работой и дознанием, еще одно – следствием. Кроме того, планировалось создание комендантской службы, которая заменила бы нынешний порядок привлечения к гарнизонной службе военнослужащих военных гарнизонов. Предполагалось, что численность полиции составит 27 000 человек, а ее подразделения будут действовать на всех уровнях вплоть до отдельных частей. Одной из причин отказа от ее создания была слишком раздутая структура, но сейчас, по словам источника, все эти проекты снова будут рассмотрены.

Гражданские эксперты выступают против подчинения военной полиции Минобороны. “Нужна отдельная Федеральная служба военной полиции, которая по примеру службы судебных приставов будет подчиняться Минюсту”, – считает председатель комитета по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. По его мнению, найти кадры для новой структуры государство сможет – “где-то же мы брали кадры при формировании службы наркоконтроля, судебных приставов”, напоминает он. По словам Крашенинникова, в полицию прежде всего должны быть набраны юристы, знающие законодательство, и специалисты из МВД. Однако председатель комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров вообще сомневается в том, что полиция сможет навести порядок в армии. Вместо этого он предлагает укрепить воспитательные органы, возникшие на развалинах политорганов, и организовать военно-воспитательные училища по примеру бывших политучилищ.

Законопроект о военной полиции уже разрабатывался в 90-е гг., но так и не был внесен в Госдуму, вспоминает зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков. По его словам, принять нужный закон “можно за одну сессию, но кадры в штат такой военной полиции так быстро не найдешь”. По мнению Гришанкова, полиция, чтобы быть эффективной, не должна подчиняться Минобороны и может быть создана на базе военной прокуратуры.

Военная полиция проблему дедовщины не решит, уверен эксперт Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. ”Возможно, сокращение срока службы до одного года с 2007 г. и снизит преступность в армии, но для искоренения нужны серьезные стимулы военнослужащим в виде оплаты или возможность получения высшего образования. До тех пор, пока в армию забирают силой, дедовщина останется”, – уверен Евсеев.