Лучше хуже, но привычней


По закону лицензирование строителей должно было прекратиться уже с 1 января 2006 г. Однако прошлым летом депутаты решили продлить его на год, чтобы принять необходимые подзаконные акты. Сторонники дебюрократизации утверждали, что действующая система крайне неэффективна и коррупционна. “Все процедуры по лицензированию [строителей] сводятся к покупке документа, удостоверяющего прохождение лицензирования, – объяснял прошлым летом депутатам Госдумы замминистра экономического развития Андрей Шаронов. – Официальная стоимость свидетельства – 1300 руб., но существует теневой рынок, где лицензию можно приобрести по цене 30 000–100 000 руб.”.

Судя по всему, теневой рынок может просуществовать до начала 2008 г. До отмены лицензирования осталось 10 месяцев, после чего “барьеры для нерадивых компаний” будут выстраивать профессиональные сообщества, заявил вчера руководитель Росстроя Сергей Круглик на совещании с региональными представителями Федерального лицензионного центра при Росстрое (ФЛЦ). Но закон, описывающий права и обязанности саморегулируемых организаций, еще не принят. А контролировать работу на стройплощадках по новым правилам должен федеральный строительно-архитектурный надзор, который еще не сформирован. Если ситуация не изменится, лицензирование необходимо будет продлить еще на год, считает Круглик.

Чиновники не отрицают, что лицензирование давно превратилось в формальность. За 2005 г. Росстрой выдал 73 765 лицензий, а отказал всего 119 соискателям. По словам директора кемеровского филиала ФЛЦ Ирины Кузевановой, ее учреждение выдало 760 лицензий, а отказало двум фирмам, которые предоставили “недостоверные документы”. При этом в масштабах страны чиновники приостановили в прошлом году действие 4011 лицензий. “В большинстве случаев приостановка – это просто вымогательство денег у строителей”, – считает председатель совета директоров “Стройинвестрегиона” Ирина Сергеева.

Представители ФЛЦ, которым грозит опасность потерять работу с 1 января, утверждают обратное. “На лицензировании лежит треть нагрузки по недопущению аварий [остальное – на госэкспертизе и стройнадзоре], – говорит директор Южного окружного филиала ФЛЦ Левон Маилян. – При отмене лицензий аварийность в 2007 г. вырастет на 26%, а в 2010 г. – на 73%”. С 1 января в строительной сфере возникнет “дикий рынок”, заниматься им будут сотни компаний “без какой-либо истории”, говорится в опубликованной две недели назад в “Российской газете” статье мэра Москвы Юрия Лужкова. “Новой современной системы контроля нет, а на фоне падающих крыш выводить строителей из-под лицензирования можно только при создании новой системы контроля”, – считает Валерий Драганов, глава думского комитета по экономполитике.

Председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский уверен, что депутатам под силу разработать новые правила жизни на строительном рынке до конца года. Весной Плескачевский обещает подготовить соответствующие поправки в Градостроительный кодекс, которые обяжут членов саморегулируемых организаций отвечать за качество строительства деньгами. Но Круглик считает, что нужно еще принять новые технические регламенты, срок разработки которых правительство перенесло на конец 2006 г., так что до января 2007-го чиновники явно не успеют. Сотрудник Минэкономразвития возражает, что контроль за строителями избыточен и без регламентов: “Есть экспертиза проектов, выдача разрешений на строительство, контроль за его ведением и постановка объектов на учет”. А лицензирование не гарантирует качества строительства: получив лицензию, компании спокойно работают, не сталкиваясь с необходимостью “отбиваться” от надзорных органов, отмечает гендиректор самарской строительной компании “Дисса” Максим Хвостов. За $10 000 чиновники готовы закрыть глаза на серьезные нарушения – например, ведение подготовительных и строительно-монтажных работ без соответствующих разрешений, говорит на условиях анонимности строитель из Петербурга.

Но не все строители оценили труд дебюрократизаторов. Директор нижегородской компании “Квартстрой-НН” Сергей Пэрн категорически против отмены лицензирования, так как опасается “беспредела на рынке”. “Все критерии, необходимые для получения лицензии, совершенно разумны”, – говорит строитель. Директор по развитию “Петербургстрой-Сканска” Олег Барков считает, что либерализация отрасли принесет больше проблем, чем забюрокраченность: “В условиях бурного роста строительства, его низкого качества и непрофессионализма привлекаемой рабочей силы все это приведет к тому, что новые дома постигнет судьба Трансвааль-парка”. Но бурного роста при сохранении нынешних барьеров для входа на рынок просто не будет, уверена президент Института экономики города Надежда Косарева. “Рынок монополизирован, лидеры отрасли связаны с городскими чиновниками”, – констатирует эксперт.