iPod в опасности


Компания Apple Computer не участвовала в престижной январской выставке CES-2006 в Лас-Вегасе. Тем не менее ее плейеры iPod и Nano занимали здесь заметное место: многие компании специализируются только на производстве аксессуаров для них. Это признание заслуг Apple: на ее iPod Apple приходится более 75% продаж цифровых проигрывателей. Оставшуюся долю делят четыре десятка компаний, среди которых корпорации Creative Technologies (торговая марка Zen), iRiver America и SanDisk. “Ни у одной из этих компаний доля рынка пока не превышает нескольких процентов”, – признает Джонатан Сэсс, генеральный директор компании iRiver. Он, как и другие конкуренты, рассчитывает потеснить Apple, предоставив потребителям больший выбор музыки и сделав интерфейс своих устройств как можно более простым. Конкуренты считают ахиллесовой пятой iPod его зависимость от материнского программного обеспечения. Покупатель этого плейера может скачивать музыкальные файлы только с помощью созданного Apple сервиса iTunes. В то время как конкурирующие аппараты поддерживают программу Microsoft Windows Media Player, позволяющую переписывать музыку со многих легальных онлайновых служб. “В конце концов потребителям больше не захочется оставаться в плену у среды, которую им навязывает Apple, – говорит Скотт Хорн, руководитель маркетинговой службы Microsoft. – Людям нужна возможность выбора”. У пользователей не должно быть проблем при поиске и получении новых музыкальных произведений.

Microsoft планирует пошатнуть доминирующее положение Apple на рынке плейеров за счет партнерства с новыми игроками, например с японской Toshiba. Эта компания недавно выпустила стильный плейер Gigabeat, оснащенный жестким диском. Весьма агрессивно настроена и японская Sony. Продажи ее портативного проигрывателя – Sony Walkman – резко снизились после появления iPod, и японская корпорация была вынуждена разработать целую линейку новых продуктов и создать собственную музыкальную онлайновую службу Sony Connect, рассказал Ховард Стрингер, генеральный директор Sony. А значит, покупатели новых плейеров получат доступ ко всем музыкальным новинкам Sony, контролирующей одну из самых мощных звукозаписывающих компаний в мире. Кроме того, в борьбе с Apple японская корпорация решила воспользоваться ее опытом, назначив два месяца назад на должность своего старшего вице-президента бывшего топ-менеджера Apple Тима Шаафа. По словам осведомленных источников, этому руководителю на новом месте поручено создание комплекса программ и услуг “в стиле iTunes”, предназначенного для интеграции с сервисом Sony Connect.

Многие компании надеются перехватить инициативу у Apple с помощью совершенно новых разработок, например мобильных телефонов следующего поколения, которые смогут обмениваться с компьютером цифровыми записями. А японская компания Pioneer и корейская Samsung показали на выставке CES свои новые радиоприемники на основе технологии XM, позволяющие записывать пятичасовые музыкальные треки со спутникового радио. Как отмечали участники выставки, эти новинки также ставят цель “скинуть с пьедестала” продукцию Apple. (FT, 13.01.2006, Александр Силонов)