“Роснефть” заправит китайские машины


Роснефть” начала сотрудничать с Китаем в начале прошлого года, когда компании срочно понадобились деньги после покупки “Юганскнефтегаза” за $9,4 млрд. Для оплаты бывшего актива ЮКОСа “Роснефть” набрала краткосрочных кредитов, и китайские компании и банки помогли ей рефинансировать долг, одолжив $6 млрд в счет будущих поставок нефти в Китай. До 2010 г. “Роснефть” обязалась поставить 48,4 млн т нефти. В прошлом году она отправила в Китай 4,9 млн т, а с 2006 г. планировалось поставлять около 10 млн т ежегодно.

Теперь “Роснефть” планирует расширять сотрудничество с китайцами. Президент компании Сергей Богданчиков признался вчера The Wall Street Journal, что “Роснефть” намерена увеличить поставки нефти в эту страну, а также поставлять туда и нефтепродукты. Госкомпания уже начала переговоры с китайскими властями о создании предприятия по реализации в КНР бензина и других нефтепродуктов, рассказал Богданчиков. Также, по его словам, обсуждается возможность открытия АЗС в Китае. В “Роснефти” “Ведомостям” подтвердили эти планы. “Пока это только часть переговоров”, – говорит сотрудник “Роснефти”, добавляя, что в этом году компания намерена поставить в Китай 13 млн т нефти и нефтепродуктов. Сейчас “Роснефть” регистрирует представительство в Поднебесной, отметил он.

В Китае очень высокий спрос на нефтепродукты и сейчас китайские компании обсуждают возможности создания СП с компаниями разных стран, в том числе с “Роснефтью”, говорит глава российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Пока большинство АЗС в стране принадлежит госкомпаниям CNPC и Sinopec, но законы допускают и частные заправки. Отказаться от госмонополии на розничную продажу нефтепродуктов с конца 2004 г. Китай вынудило желание вступить в ВТО, а к концу этого года КНР пообещала открыть и оптовый рынок нефти и нефтепродуктов. После этого совместные с китайскими госкомпаниями АЗС открыли многие зарубежные нефтяные гиганты. Сейчас в Китае 26 автозаправок Shell, и совместно с Sinopec компания хочет довести их число до 500. BP совместно с PetroChina и Sinopec завершает создание сети из 1000 АЗС. Французская Total с китайской Sinochem прошлой осенью начали строительство АЗС в Китае. Сейчас их менее 10, но представитель Total говорит, что со временем их будет 500. Американская ExxonMobil вместе с Sinopec планирует построить в Китае 600 автозаправочных станций.

“Все крупные компании мира давно работают в Китае, и нам [российским компаниям] туда пора”, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Перед “Роснефтью” стоит задача стать транснациональной компанией – значит, она должна начать экспансию за рубеж. В этом плане Китай – естественный объект внимания, ведь рынок этой страны очень энергоемкий и быстро растущий, отмечает эксперт. В этом партнерстве главное, скорее, не экономика, а политические договоренности стран, считает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Китаю нужно обеспечить поставки сырья, а “Роснефти” – иметь долю прибыли во всей производственной цепочке, полагает он.

Оба эксперта считают, что это партнерство может стать входным билетом в российские активы для китайских компаний. Параллельно с размещением акций госкомпании на биржах, которое запланировано на этот год, чиновники предлагают продать ее пакет стратегическому партнеру, напоминает Дашевский. Возможно, это будет китайская компания, считает он. Связаться с представителями CNPC и Sinopec не удалось.