Улемы против насилия


“Ислам позволяет демонстрации, но не насилие. Это должно прекратиться, – заявил вчера Мохаммад Усман, член Высшего совета улемов (мусульманских богословов) Афганистана. – Мы осуждаем карикатуры, но это не оправдывает насилия. Те, кто участвует в акциях насилия, позорят само имя ислама”.

Накануне совместное заявление с требованием прекратить беспорядки сделали ООН, ЕС и крупнейшее в мире объединение мусульман – Организация Исламская конференция (ОИК). “Агрессивные действия против жизни и собственности могут только испортить имидж мирного ислама, – говорится в заявлении, под которым стоят подписи генерального секретаря ООН Кофи Аннана, верховного представителя ЕС Хавьера Соланы и генсека ОИК Экмеледдина Ихсаноглу. – Последние акции насилия переходят границы мирных протестов”.

Президент Франции Жак Ширак попросил французскую прессу не оскорблять чувства верующих, но вчера же еще одна французская газета, на сей раз Charlie Hebdo, тоже напечатала злополучные картинки. “Сейчас мы находимся перед лицом разрастающегося глобального кризиса”, – охарактеризовал нынешнее положение Фог Расмуссен, премьер-министр Дании.

Никакого глобального наступления ислама на западные ценности нет, возражает неназванный источник в дипломатических кругах ЕС, на который ссылается Financial Times. Зато есть некоторые правительства, которые используют возмущение, вызванное карикатурами, в собственных политических интересах. “Наиболее бурные протесты доносятся из Ирана, ядерное досье которого передается на рассмотрение Совбеза ООН, из Сирии, которая оказалась в противостоянии с международным сообществом, и из Афганистана, потому что там нестабильная ситуация, которая продолжает ухудшаться”, – считает этот дипломат. Уолтер Пош, эксперт по Ближнему Востоку в Институте изучения проблем безопасности ЕС, разделяет эту точку зрения. “Понятно, что исламский мир возмущен, – говорит он, – но некоторые режимы явно используют это возмущение в своих целях. Трудно представить себе, чтобы в таких странах, как Сирия или Ливан, демонстрации проводились бы без ведома властей”.