ИНТЕРВЬЮ: Олег Савченко, депутат Государственной думы


Депутат Олег Савченко последние несколько месяцев добивался от российского Минэкономразвития начала антидемпингового расследования в отношении китайских производителей подшипников. Но на прошлой неделе владельцу Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК), крупнейшего производителя подшипников в России, пришлось столкнуться с совсем другим антидемпинговым расследованием. Войну российскому импорту этой необходимой для машиностроения продукции объявило украинское Минэкономики. Впрочем, 39-летний Савченко любит сражения. Мастер спорта по гандболу и владелец скейт-парка “Адреналин” потратил немало сил на создание ЕПК и не собирается никому уступать завоеванные рынки.

Гроза китайских артелей

Что будет, если установить в вашем автомобиле подшипники китайского производства? Скорее всего автомобиль раньше времени выйдет из строя – и хорошо еще, если не на оживленной трассе, говорит Олег Савченко. Тесты ВНИИ подшипниковой промышленности выявили “отклонения показателей китайских подшипников [поставляемых в Россию] почти по всем контрольным параметрам, определяющим надежность и безопасность работы узлов”, писали осенью российские производители в письме на имя премьер-министра Михаила Фрадкова.

Но при этом продукция Поднебесной на 30–40% дешевле российской. Объемы импорта китайских подшипников в Россию за последние два года выросли на 400%. А на Украине, по данным Харьковского подшипникового завода (входит в состав холдинга “Харп”), в течение 2002–2005 гг. китайский импорт возрос почти на 300%. По этой причине “Харп” и обратился в украинское Минэкономики с просьбой провести специальное расследование против китайского импорта. Когда же жертвой этой просьбы оказалась ЕПК, руководству харьковского завода пришлось выпустить специальное заявление о том, что к российским коллегам у него претензий нет.

Савченко есть за что воевать с китайцами, а теперь и с украинским правительством. ЕПК, основным владельцем которой он является, занимает самую большую долю рынка подшипников в России по объему продаж – около 40%. Ее обороты выросли со $100 млн в 2002 г. до $300 млн в 2005 г. Боевой настрой основателя корпорации поддерживает батальная живопись XIX в., которой обильно украшен его офис. Помимо старинных вещей Савченко нравятся экстремальные развлечения – сноуборды, серфинг. “Олег однажды неделю просидел на Гавайях, чтобы дождаться нужной волны”, – рассказывает один из его знакомых.

При этом Савченко получает от экстрима не только специфическое удовольствие, но и вполне конкретную выгоду. В начале 2000-х он построил в Москве крупнейший скейт-парк “Адреналин” (7500 кв. м), а недавно создал сеть магазинов спортивной одежды и снаряжения для экстремальных видов спорта. У него вообще было много разных бизнес-проектов. Сейчас помимо “Адреналина” он владеет московским деревообрабатывающим комбинатом № 5. В конце 1990-х – начале 2000-х Савченко скупил 35% акций волгоградского “Химпрома” и 49,6% “Домодедовских авиалиний”. Долю в “Химпроме” он в итоге продал нефтетрейдеру “Нафта-Москва”, а пакет акций “Домодедовских авиалиний” – “Тюменьавиатрансу”.

Но главным для Савченко все же оказались подшипники. “Я ведь потомственный технарь”, – говорит выпускник Московского авиационного института. Его отец был главным инженером Харьковского авиазавода. А сам Савченко, уже занимаясь бизнесом, стал лауреатом Госпремии за внедрение безотходного метода производства подшипниковых колец. Вместе с ним премию получил и изобретатель этого метода ученый Гурами Дзанашвили, с которым в 1995 г. Савченко учредил Московское научно-информационное агентство “Подшипник”.

Несмотря на хорошую научную подготовку владельца, технологии ЕПК пока не в полной мере отвечают ее названию, замечает Анатолий Усов, директор представительства шведской SKF, крупнейшего в мире производителя подшипников. “Сейчас ЕПК находится на том же уровне, что и вся российская промышленность, закупающая их продукцию. Нашим клиентам нужно качество повыше, так что мы ЕПК конкурентом не считаем”, – говорит он. Савченко с критической оценкой SKF в свой адрес согласен. Но для начала хочет вытеснить с рынка китайские подшипники.

Упущенный год

В детстве Олега приметили харьковские тренеры по гандболу, и к концу учебы в школе он уже выступал за молодежную сборную Украины. Потом играл за команду МАИ, а в конце 1980-х перешел в спортклуб “Кунцево”, где, как вспоминает Савченко, ему предложили “хорошую зарплату и квартиру”. “Очень мобильный человек, всегда готов прийти на помощь и не боится никаких проблем”, – характеризует своего воспитанника президент “Кунцево” Владимир Белов. По мнению тренера, умение рисковать пригодилось Савченко не только в спортивной, но и в деловой карьере. Вместе с Савченко в бизнес ушли и его друзья по гандболу – Артем Зуев, который сейчас стал президентом ЕПК, и Александр Москаленко, ныне глава московского представительства Чукотки. “Кроме дружбы нас связывают тесные партнерские отношения”, – отмечает депутат.

“Можно сказать, бизнесом я начал заниматься, еще когда играл в гандбол, – как и все спортсмены, выезжавшие за рубеж”, – признается Савченко. За границу игроки прихватывали матрешки и черную икру, а на родину возвращались с дефицитной импортной одеждой и косметикой. В 1990 г. Савченко уехал играть за армейскую гандбольную команду в испанскую Сеуту, но через год решил вернуться в Россию. А тут августовский путч. “По сути, я потерял этот год: все мои успешные сверстники – Михаил Фридман, Роман Абрамович – стартовали в бизнесе как раз тогда”, – признает предприниматель.

Вернувшись на родину, он заложил квартиру и потратил кредит на закупку компьютеров в Сингапуре. Рентабельность компьютерной торговли в то время составляла 100%: купил партию за $50 000 – продал за $100 000, вспоминает предприниматель. Вскоре он начал поставлять лекарства из Испании, а потом переключился на скупку акций через свою инвесткомпанию “Мате Оки”.

Властелин колец

Осенью 1998 г., после дефолта, Савченко оказался с “прекрасными” активами – солидными пакетами госбумаг и “голубых фишек”. Но кризис открыл возможность для недорогой скупки крупных пакетов подшипниковых заводов. Уже имея на руках около 7% акций Волжского подшипникового завода, Савченко на последние деньги докупил еще 17% и поехал договариваться к директору о партнерстве. “Это был настоящий красный директор. Он посмотрел на меня, как на лунатика, и сказал памятные слова: “Вас еще в проекте не было, когда я руководил этим заводом. Сам знаю все, что нужно”, – вспоминает Савченко. – Если бы не эта отповедь, может быть, проекта ЕПК и не было бы. А так я почувствовал вызов и решил, что надо браться даже не за один завод, а за всю отрасль сразу”.

Покупка контрольного пакета на рынке и у работников обошлась Савченко в несколько сотен тысяч долларов. “После кризиса для меня это были большие деньги”, – добавляет он. Следующим этапом был “Московский подшипник” (МП). “Там было все, как на “Волжском”: такой же директор, такой же диалог”, – говорит предприниматель. До начала скупки акции МП стоили 100 руб., и никто не ожидал, что команда Савченко сразу предложит 500 руб. “Два месяца в строжайшей тайне готовились к этой кампании, ни с кем из брокеров не договаривались, потому что боялись утечки информации”, – рассказывает он. В начале сентября рабочие вернулись из отпусков с похудевшими кошельками и охотно продали фирмам Савченко около 35% акций завода. После первого шока старый менеджмент с помощью дружественного Росавтобанка тоже вступил в гонку по скупке акций, но, поскольку старт был проигран, контроль достался новым акционерам.

Впрочем, решающая схватка за московские подшипники у Савченко была еще впереди. Когда новые владельцы избрали своего гендиректора на собрании акционеров, путь на их собственный завод преградили баррикады. Старый директор объявил рабочим, что Савченко и компания собираются построить на месте завода казино. “И вот исторический момент: мы стоим перед закрытым зданием заводоуправления, вокруг милицейские патрули, много народа. Тогда я в отчаянии схватил кольцо от железнодорожного подшипника и шарахнул по двери. Дверь разлетелась, и мы вошли. Этого никто не ожидал”, – весело вспоминает предприниматель.

Бывшие соперники Савченко отрицают аффилированность Росавтобанка и бывшего менеджмента завода. “Этот завод просто был нашим клиентом с 1997 г.”, – объясняет первый зампредседателя банка Александр Кулаков. С его точки зрения, в 2000 г. предприятие подверглось попытке недружественного поглощения и Росавтобанк решил побороться за выгодного клиента. Банк через свои дочерние компании аккумулировал 28% акций МП. Однако новые владельцы провели допэмиссию в пользу правительства Москвы, и этот пакет уменьшился вдвое. Савченко удалось не только получить в союзники столичную мэрию, но и договориться о прощении налоговой задолженности завода на 80 млн руб.

В 2004 г. Росавтобанку удалось доказать в суде незаконность госрегистрации дополнительной эмиссии МП. “Откровенно говоря, мы пропустили момент, когда какие-то миноритарии подали в суд”, – признает министр промышленности Москвы Евгений Пантелеев. По его мнению, “они просто хотели продать свой пакет подороже”. ЕПК действительно выкупила в прошлом году эти акции у Росавтобанка – по словам Савченко, “за десятки миллионов долларов”. Александр Кулаков сумму сделки с ЕПК не раскрывает. Московское правительство тем не менее рассчитывает вернуть свою долю в МП. “ЕПК на нашей стороне. Хотя суд ликвидировал наш пакет, они все равно включили представителей города в совет директоров. И они, и мы надеемся разрешить эту проблему”, – говорит Пантелеев.

Чукотский берег

Поглощение МП имело для Савченко неприятные политические последствия. В 2000 г. он решил баллотироваться в губернаторы Волгоградской области. В разгар предвыборной борьбы Генпрокуратура завела дело по факту нецелевого использования средств из внебюджетных фондов администрации Чукотского автономного округа – Фонда экономики Чукотки и Фонда развития экономики Чукотки. Савченко руководил этими фондами в конце 1990-х.

“Не могу утверждать, что это дело было возбуждено по нашим обращениям. Но мы действительно информировали правоохранительные органы о том, что Савченко скупал акции МП на деньги фондов, предназначенные для финансирования северного завоза”, – говорит Кулаков. Уголовное дело в итоге было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Но именно оно “подпортило шансы Олега победить на выборах”, утверждает вице-мэр Волгограда Константин Калачев, руководивший избирательной кампанией Савченко. В это же время, вспоминают знакомые Савченко, экс-губернатор Чукотки Александр Назаров выступал по волгоградскому телевидению с призывом не голосовать “за человека, который обманул Чукотку, а теперь обманет и вас”.

Назаров, который сейчас занимает должность аудитора Счетной палаты, через своего секретаря отказался беседовать с “Ведомостями” о Савченко. Тот вспоминает, что познакомился с Назаровым в 1996 г. “Тогда это была самая сложная территория в России – отсутствие финансирования, разруха. Зато там был постоянный экстрим, – восклицает депутат. – По красоте природы Чукотка стоит пяти Малайзий и десяти Лазурных Берегов. Я в то время организовал поездку на Чукотку трех наших крупнейших олигархов. Так они потом сказали, что это было лучшее путешествие в их жизни”.

Кроме организации экзотического тура для магнатов Савченко занимался поставками продовольствия по северному завозу через те самые внебюджетные фонды, а в 1997 г. выиграл конкурс на освоение крупного золоторудного месторождения Майское. До начала 2003 г. ему принадлежало более 70% одноименного ОАО, а потом он передал свою долю в управление администрации Чукотки и компании Millhouse Capital, представляющей интересы нынешнего чукотского губернатора Романа Абрамовича. “Всегда считал, что по поводу недр нужно советоваться с государством. На тот момент интересы государства на Чукотке представлял Рома – на мой взгляд, очень эффективно”, – объясняет Савченко. В итоге ОАО “Майское” вместе с лицензией купила золотопромышленная компания Highland Gold Mining, основанная при участии бывшего члена совета директоров “Сибнефти” Ивана Кулакова. Савченко не скрывает, что при смене власти на Чукотке в 2001 г. занял сторону нового губернатора.

После Чукотки Савченко некоторое время поработал советником губернатора Ненецкого округа Владимира Бутова. Он даже возглавлял созданный по инициативе Бутова в 2002 г. Ненецкий трубопроводный консорциум. Но этот проект не удался из-за конфликтов Бутова с крупными нефтяными компаниями. Да и Савченко вскоре расстался с ненецкими проектами.

По линии партии

Стать волгоградским губернатором бизнесмену помешало не только уголовное дело. По рассказам очевидцев из штаба Савченко, при подсчете голосов в избиркоме отключилось электричество и после перезагрузки компьютеров победителем вышел Николай Максюта. “Олег сам объездил многие деревни и города области, лично встречался с избирателями. Порой приходилось вставать в 3 часа ночи, чтобы ехать куда-то за 400 км, – вставал и ехал. Когда у него украли победу, я видел его в действительно тяжелом состоянии”, – говорит замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь, входивший в штаб Савченко. Второй раз предприниматель пробовал избраться губернатором области в декабре 2004 г., но перед вторым туром снял свою кандидатуру. Сам он это объясняет разочарованием в проекте после отмены прямых губернаторских выборов, а знакомые Савченко – его сложными отношениями с партией власти.

В 2003 г. перед выборами в Госдуму центральный аппарат “Единой России” предложил Савченко возглавить волгоградское отделение партии и местный избирательный список партии на парламентских выборах. Став депутатом, Савченко, вопреки “генеральной линии партии”, поддержал на выборах мэра Волгограда Евгения Ищенко. Его друг победил, но “Олега сняли с руководства отделением и не допустили к руководству комитетами”, рассказывает знакомый с ним депутат-“единоросс”. Жертва оказалась напрасной – Ищенко стал соперником Савченко на губернаторских выборах 2004 г. Сам Ищенко, занимающий сейчас пост мэра Волгограда, отказался комментировать эту историю.

Обещания и дела

Знающие Савченко бизнесмены и чиновники оценивают его личность довольно противоречиво. “Он нередко обещает много, а делает меньше. Многие верят его завлекательным обещаниям, а потом бывают разочарованы. При этом Савченко может искренне сожалеть, что так поступил”, – ворчит один из его знакомых. “Если бы Олег играл по правилам системы, то, наверное, добился бы очень больших успехов. С другой стороны, именно его внесистемность и раздолбайство часто позволяют ему ловить удачу. Все-таки он не всерьез ко всем этим должностям относится”, – резюмирует депутат-“единоросс”. “Для государства его ум и трудоспособность были бы весьма полезны, – убежден Митволь. – Он уже давно заработал достаточно денег и определенно будет делать политическую карьеру. Вот уж кого невозможно представить на пенсии, так это Савченко!”

Сам любитель экстрима уверяет, что интересные занятия можно найти и в нынешней политически стабильной Думе. “В бизнесе я уже реализовался – создал систему, которая теперь успешно работает и приносит прибыль без моего вмешательства. Почему бы теперь не поработать на государство, в более масштабных проектах, чем есть у тебя на сегодня?” – рассуждает депутат. В этом году он перевелся в думский комитет по промышленности, где надеется разработать нужные для машиностроителей законы.

Его корпорация рассматривает возможность провести IPO на одной из западных бирж. “Мы пошли по пути получения небольшой, но стабильной выгоды – не просто продаем подшипники, но и предлагаем сервис для покупателей. Стратегия на ближайшие годы – внедрение новых технологий вместо скупки предприятий”, – обещает он.

“Он дальновидный бизнесмен, создание такой крупной корпорации – в том числе и его личная заслуга”, – признает Александр Швидак, председатель совета директоров “СПЗ-Груп”, главного конкурента ЕПК на рынке автомобильных подшипников. В сентябре 2005 г. ЕПК стала основным поставщиком подшипников для “Российских железных дорог”, заключив с монополией пятилетний контракт на 16 млрд руб. К счастью для Савченко, железнодорожные подшипники в Китае не подделывают.

“Сейчас я работаю ради удовольствия. Просто получаю удовольствие от путешествий, от того, что дети у меня растут”, – говорит депутат. Его старший сын Егор, студент экономического факультета МГУ, уже занимается “каким-то бизнесом в Интернете” и, по мнению Савченко-старшего, со временем мог бы унаследовать его “Адреналин”. А просторные помещения МП хозяин использует, помимо всего прочего, для хранения антикварной коллекции. Главный предмет увлечения Олега – российская батальная живопись 1810–1860-х. “Этот период мне кажется лучшим в истории России – победы в войнах, расцвет экономики”, – рассуждает депутат. Эксперт Исторического музея Людмила Руднева оценивает коллекцию Савченко как одну из лучших в стране по батальной теме. “Олег все собирал сам, без консультантов. У него есть чутье: все, что он покупал три года назад, сейчас стоит раз в 10 дороже”, – отмечает знакомый Савченко, оценивший коллекцию промышленника в $30–40 млн. Одно из самых любимых приобретений последних лет – спальня императрицы Марии, супруги Александра III. Сейчас с императорской мебелью общим весом под 2 т работают реставраторы. “Куда ставить ее, пока не придумал. Не спать же на ней в самом деле!” – шутит коллекционер.