Россия и Иран ищут третьего


Ядерное сотрудничество с Ираном будет обсуждаться в ходе визита в Иран директора Росатома Сергея Кириенко в третьей декаде февраля. По словам источника в Росатоме, Россия при переговорах по СП будет настаивать на недопуске иранских специалистов к технологии обогащения.

“Переговоры не отменены, речь идет только о дате”, – заявил вчера журналистам официальный представитель иранского правительства Голям Хосейн Эльхам. Одновременно Тегеран объявил о возобновлении исследовательских работ по обогащению урана на производственном комплексе в Натанзе. “Иран наполнил газом центрифуги”, – подтвердил вчера ИТАР-ТАСС дипломат, работающий в МАГАТЭ.

Российский МИД в ответ подчеркнул, что по-прежнему остается в силе предложение России о проведении переговоров по созданию СП.

По мнению российских дипломатов, это позволило бы Ирану избежать санкций Совета Безопасности ООН. Согласно договоренностям, достигнутым постоянными членами Совбеза, он приступит к рассмотрению иранского досье лишь после заседания Совета управляющих МАГАТЭ 6 марта.

“Переговоры были отменены, поскольку стороны не преодолели разногласий по условиям работы СП”, – говорит гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. По словам Сафарова, иранцы добивались от России доступа своих технических специалистов к процессу обогащения и предлагали “обсудить расположение производственных мощностей СП”. Однако, по данным Сафарова, камнем преткновения на переговорах стали требования Ирана проводить часть процесса обогащения на иранской территории и привлечь в СП еще одного иностранного партнера. “Если Россия согласится на проведение конверсии (промежуточная фаза обогащения. – “Ведомости”) на иранской территории и привлечет к участию в СП еще одну страну, то еще можно достигнуть согласия”, – уверен Сафаров.

Китай, которому было предложено стать третьим участником проекта, “не проявил к нему интереса”, говорит Сафаров. По его мнению, иранцы ожидают от России привлечения в СП другого иностранного партнера – вероятно, из числа европейских стран. По словам председателя международного комитета Госдумы Константина Косачева, Россия не возражает против участия в проекте любого другого государства, в том числе европейского. “Иран имеет опыт ядерного сотрудничества с европейскими странами, например с Францией и Германией”, – напомнил он.