Самосуд большого бизнеса


На днях министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что некоторые российские миллиардеры, которые занимают верхние строчки рейтинга журнала Forbes, должны “находиться в местах не столь отдаленных”, поскольку нажили состояние захватом чужих компаний. Чтобы не доводить дело до тюрьмы, олигархи решили усовершенствовать собственную работу по решению корпоративных споров.

На сегодняшнем правлении РСПП они объявят об учреждении центра по разрешению корпоративных споров. Как сообщил “Ведомостям” работник аппарата РСПП Александр Варварин, центр будет координировать работу трех подразделений: комиссии по корпоративной этике (существует с 2002 г.), службы медиаторов и третейского суда по корпоративным конфликтам. Комиссия будет по-прежнему обсуждать корпоративные споры и пытаться примирить конфликтующие стороны во внесудебном порядке, а также выносить “общественные порицания”, говорит Варварин. Служба медиаторов – предлагать компаниям услуги профессиональных переговорщиков, которые смогут смягчить остроту конфликтов. Самой серьезной инстанцией станет третейский суд. В отличие от комиссии по деловой этике, постановления которой носят рекомендательный характер, решения третейского суда по закону обязательны к исполнению. Судьи смогут принимать решения об исполнительном производстве и санкционировать арест имущества проигравшей стороны, поясняет Варварин.

По словам нынешнего председателя комиссии по деловой этике Бориса Титова, деятельность ее была вполне эффективна. Например, в январе 2003 г. после обращения в комиссию акционера и генерального директора ОАО “Тверской полиэфир” Бориса Морищука с претензией в адрес ООО “ЗМА-Холдинг”, которое, по его мнению, незаконно скупало акции его предприятия, комиссии удалось помирить обе стороны в досудебном порядке. Но это получается не всегда. В 2004 г. рассматривалось обращение ЗАО “МЭЗ “Кропоткинский” с претензией в адрес ООО “Триона-Сервис”, международной консалтинговой группы “Сигма” и группы компаний “Русагро”. Обжаловалось лишение группы акционеров “Кропоткинского” принадлежащих им акций с последующей их перепродажей. Комиссии не удалось примирить стороны или вернуть акции ЗАО. В результате комиссия внесла группу “Сигма” в разряд неблагонадежных деловых партнеров, а “Русагро” вынесла общественное порицание.

По словам Титова и Варварина, помимо центра по разрешению корпоративных споров вскоре может появиться еще одна структура, регулирующая предпринимательскую деятельность. В нее кроме предпринимателей войдут депутаты Госдумы и представители федеральных ведомств. Титов говорит, что главная ее задача – подготовка законопроектов, которые помогут предпринимателям избегать конфликтов между собой, а также с государством, чего и добивается РСПП.

Эффективность третейского суда зависит от степени доверия предпринимателей к созданной ими структуре и их договороспособности, констатирует адвокат Дмитрий Степанов из коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры”. Если участники того же РСПП ценят пребывание в его рядах, то будут уважать и решение суда, в противном случае “это решение может оставаться невыполненным по каким-то формальным причинам”.