КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Слияние эффектов


Совладелец алюминиевого холдинга “Суал” Виктор Вексельберг никогда не демонстрировал своего стремления забраться на вершину российского алюминиевого олимпа. Формирование своей империи он начал более десятка лет назад. Но то ли он поначалу специально держался подальше от крупных заводов типа БрАЗа и КрАЗа, то ли не сумел к ним подобраться, а собрать в “Суале” он смог далеко не самые крупные активы. Весь цвет же российской алюминиевой промышленности шесть лет назад отошел амбициозному Олегу Дерипаске. Ему буквально в одночасье на двоих с Романом Абрамовичем удалось сколотить вторую по величине в мире алюминиевую компанию “Русал”.

Впрочем, в тени гигантского “Русала” Вексельбергу тоже удалось создать отнюдь не маленький холдинг с совокупной выручкой в $2,3 млрд, скупив все то, что не собрал “Русал”. Но оказалось, что и чемпионские амбиции Вексельбергу не чужды. Шесть лет назад у него был шанс встать на место Абрамовича. Близкий к владельцу “Суала” источник рассказывал “Ведомостям”, что Вексельберг чуть было не купил у TWG ее доли в БрАЗе, КрАЗе и Ачинском глиноземном комбинате. Но в последний момент активы ушли Абрамовичу. Чуть позже Вексельберг повторил попытку, предлагая губернатору Чукотки выкупить у него 50%-ную долю в “Русале”. Но у совладельцев компании было приоритетное право выкупа, и эти акции достались Дерипаске.

Тем временем “Суал” вел свою игру на повышение, договорившись объединить активы с Access Industries и Fleming Family and Partners. Альянс не состоялся, и, видимо, к счастью. Потому что теперь у Вексельберга есть шанс получить-таки долю, пусть и миноритарную, в “Русале”. Вчера он объявил о том, что готов объединить “Суал” с компанией Дерипаски и уже начал обсуждать с ним эту возможность (см. статью на стр. А1).

И та, и другая сторона не скрывают, что находятся лишь в самом начале пути и могут в итоге найти себе других партнеров в лице международных компаний. И все же возможность альянса двух российских компаний выглядит более предпочтительно. Гендиректор “Русала” Александр Булыгин еще год назад в интервью “Ведомостям” говорил о том, что его компании такая сделка была бы интересна. А Вексельберг уже давно ищет партнера в России и некоторое время назад даже предлагал объединить “Суал” с “Норникелем”. Если же допустить, что конечная цель Вексельберга – продать алюминиевый бизнес, то в качестве партнера Дерипаска для него наилучший вариант. Ведь не факт, что Кремль санкционирует продажу “Суала” иностранцам. Правда, “Суал” и “Русал” вместе контролируют 100% российского производства бокситов, глинозема и алюминия. Но в конце концов закон “О конкуренции...” на товарных рынках разрешает подобные сделки, если “положительный эффект” от них превысит “неблагоприятные последствия” монополизации.