Проект “Б”: Голос из скорлупы


Автомобиль – это, конечно, средство передвижения, но не только. Это еще и средство повышения настроения в плохую погоду, а также способ отгородиться от городской действительности и не толпиться в метро – пусть и ценой потери времени в пробках. Это – личное пространство, панцирь или улиточная раковина на колесах. И не дом, и не работа, шлюзовая камера между тем и другим, а также и между всеми прочими пунктами назначения, приятными и неприятными. Находясь внутри, можно слушать музыку или книги, смотреть на дорогу, скрупулезно соблюдать правила движения и почти не видеть окружающей среды.

Поэтому так неприятны любые покушения на эту приватную сферу, в которую прячется человек посреди агрессивного города. Отвратительно, когда тебя останавливают, задают вопросы и просят показывать бумажки. Еще хуже, когда просят выйти из скорлупы. Но совсем возмутительно, когда твою машину пытаются запретить, если у нее, например, руль не с той стороны.

Это и возмутило – предпринятая в прошлом году попытка запретить праворульные машины заставила их владельцев объединиться ради коллективных действий. В своей статье, написанной для “Ведомостей”, об этом рассказывает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов “Свобода выбора” (см. на этой странице). Люди поняли, что действовать можно сообща, и стали действовать дальше.

Все это – коллективные действия, защищающие вполне индивидуальные, частные интересы. Не политика. В России для такого рода действий, похоже, есть и почва, и простор. Потому что, если кто-то случайно не заметил, мы становимся все большими индивидуалистами. В 2001 и в 2005 гг. специалисты “Левада-центра” задавали россиянам один и тот же вопрос: “Что важнее: интересы страны в целом или интересы каждого отдельного человека?” В 2001 г. 53% опрошенных выбирали страну, а 41% – человека. Через четыре года 37% сказали, что важнее страна, а в пользу человека высказались 52%. При этом доля затруднившихся с ответом уменьшилась с 10% до 8%. Когда вопрос выводился из абстрактной плоскости – “Чьи интересы важнее: интересы страны или ваши личные?” – то разрыв становился совсем большим. Для 69% личные и семейные интересы в 2005 г. оказались важнее государственных (в 2001 г. было 65%); государственные интересы важнее для 23% (было 28%).

А если совсем конкретно? “Что для вас важнее: интересы окружающих вас людей или ваши личные интересы?” Получается еще больший разрыв: приватные интересы важнее для 82% (четыре года назад было 76%), а интересы окружающих – для 10% (было 17%). Не хочется так долго сыпать цифрами, но вот еще одно (многообещающее?) обстоятельство: вера в себя за год выросла у 22% (было 20%), убыла – у 12% (год назад – у 15%).

Все это так, но как же с акцией в защиту Олега Щербинского? Все-таки это больше, чем защита приватной сферы. Одно дело – мигалки. Это понятно, это всеми разделяемое раздражение и протест против характерного признака восточной империи – всех этих бесконечных кортежей с бонзами, для которых нет правил. Но защита Щербинского – это настоящая гражданская позиция. Попытка выглянуть из скорлупы. Что же теперь ждет объединенных автомобилистов? Кремлевские менеджеры просто подомнут их и раздробят? Или быстро организуют союз “Наши тачки”, движение “Правый руль” и еще дополнительный “Полный привод”?