ВЕКТОР


Нужный посредник

Это СП в пропорциях 50:50 было создано полтора года назад в Швейцарии структурами Газпромбанка и австрийского Raiffeisen Investment. “Газпром” безвозмездно отдал этой фирме украинский газовый рынок и уступил право поставлять туда весь среднеазиатский газ. По подсчетам аналитиков, в этом году прибыль Rosukrenergo может превысить $1,5 млрд. Половиной этих денег “Газпрому” придется поделиться с бенефициарами Raiffeisen Investment. Их имена никогда не назывались ни “Газпромом”, ни Украиной. А российский президент Владимир Путин недавно в интервью испанским журналистам уверял, что “Газпрому” их имена неизвестны. Тем не менее в пятницу министр промышленности и член совета директоров “Газпрома” Виктор Христенко заявил, что Россию устраивает деятельность Rosukrenergo. Более того, он оценил ее деятельность как достаточно прозрачную. А чтобы увеличить открытость посредника, он предложил перевести доли в СП на “Газпром” и “Нафтогаз Украины”. Вопрос лишь в том, сколько придется платить за эти доли. И если параметры сделки между Газпромбанком и “Газпромом” рано или поздно, но будут раскрыты, то сколько получат бенефициары Raiffeisen Investment, мы рискуем не узнать никогда.

Депутат Госдумы Александр Лебедев никак не хочет оставлять авиацию. С прошлого лета по рынку ходили слухи, что его Национальная резервная корпорация (НРК) хочет продать 30% акций “Аэрофлота”. Говорили, что Лебедеву претит давление чиновников и неуправляемость подконтрольного им менеджмента “Аэрофлота”. Сам Лебедев все отрицал. А теперь оказалось, что НРК подумывает о создании конкурента “Аэрофлоту”. Правда, Лебедев хочет владеть не простой авиакомпанией, а так называемым low-cost перевозчиком. Правда, ни бизнес-плана, ни конкретной схемы создания этой компании нет, уверяют в НРК.

Россия сменила риторику в отношении швейцарской Rosukrenergo, через которую поставляется газ на Украину. До сих пор в российском газовом концерне утверждали, что своему существованию посредник обязан Украине. Но на минувшей неделе украинский премьер-министр Юрий Ехануров публично предложил своему российскому коллеге Михаилу Фрадкову отказаться от услуг Rosukrenergo.

Не все сразу

Январские результаты подключения абонентов к сотовым сетям озадачили экспертов. МТС стала лидером по чистым подключениям (количеству привлеченных абонентов за минусом оттока) практически всюду, кроме Москвы. В Петербурге, например, на долю МТС пришлось целых 63% чистого прироста, а вот в Москве общее количество клиентов компании не только не выросло, но даже сократилось. Последний факт аналитики восприняли без удивления: на протяжении года с лишним МТС проводила немало акций, целью которых было сохранить лидерство по количеству абонентов, и не слишком заботилась, останутся ли эти абоненты в ее сети хотя бы на месяц. В январе оператор наконец начал вычищать из базы абонентов, давно не подающих признаков жизни. Непонятно лишь, почему чистка коснулась только Москвы: ведь раздача бесплатных SIM-карт и прочие трюки для увеличения абонентской базы МТС проводила по всей стране. “Мы не замечали, чтобы продажи контрактов того или иного оператора в январе шли лучше других”, – говорит руководитель службы по связям с общественностью сети сотовых салонов Dixis Татьяна Москалева. В большинстве регионов никакого бума продаж МТС не наблюдалось, подтверждает пресс-секретарь “Беталинка” Алексей Абрахманов. А как вышло, что МТС стала лидером подключений в Питере, не могут объяснить даже в самой сотовой компании. “Избавляться от “мертвых душ” МТС придется, скорее всего, во всех регионах, просто начать она решила с Москвы, чтобы не пугать инвесторов”, – рассуждает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.

Сам себе конкурент

Несмотря на это, идея имеет все шансы на успех. Из-за галопирующих цен на керосин авиакомпании вынуждены поднимать цены. В результате рост рынка авиаперевозок в прошлом году сошел на нет. Спасением как раз могли бы стать дискаунтеры. Пока на российском рынке работают только два таких перевозчика – германские Germanwings и Germania Express. Но и их тарифы на российских направлениях намного выше, чем в Европе. О планах создать отечественные аналоги российские предприниматели заявляли неоднократно, но дальше слов дело пока не пошло. Эксперты пеняют на несовершенство рынка (из-за специфики налоговой отчетности невозможно ввести электронную продажу билетов), давление чиновников и проч. Но свято место пусто не бывает, и рано или поздно кто-то займет пустую нишу дешевых авиаперевозок.