Водочный саботаж


До 1 января 2006 г. у региональных властей было много способов пополнить казну за счет алкоголя. Во-первых, они выдавали продавцам алкоголя специальные региональные марки, стоимость которых составляла в среднем 1 руб. Участники рынка утверждают, что эта мера использовалась и для того, чтобы закрыть регион для посторонних производителей. “Одним из наиболее закрытых регионов был Татарстан, – рассказал представитель Союза производителей алкогольной продукции. – Например, в 2003 г. практически невозможно было ввезти в республику водку дешевле 64 руб.”. Чтобы получить региональную марку, приходилось проходить региональную сертификацию, которая с 1 января 2006 г. тоже отменена. Директор маркетинговой политики компании “Русский алкоголь” Владимир Касьянов вспоминает, что в Магадане его компании пришлось четыре месяца ждать подтверждения качества водки “Топаз”, которая имеет даже международные сертификаты.

Теперь для продажи отечественного алкоголя достаточно федеральной специальной марки (с учетом НДС она стоит 1,59 руб.), а импортного – акцизной. Регионы могут контролировать только розничные точки продаж: чиновники устанавливают для них минимальный размер капитала, вводят ограничения на продажу алкоголя крепостью выше 15% и проч. В Москве продажа крепкого алкоголя запрещена с 23.00 до 8.00, но эта мера не распространяется на тех, кто получил специальное разрешение на ночную торговлю в префектурах.

Но новый закон работает не во всех регионах. Например, в Новосибирской области от производителей по-прежнему требуют проходить сертификацию в Центре стандартизации и метрологии (ЦСМ). И большинство участников рынка продолжают пользоваться этой “услугой”, которая, по словам директора по продажам фирмы “Сенсация” (дистрибутор алкоголя) Федора Теплицина, стоит “меньше 1% от цены продукта”. А компания “Септима” (крупнейший дистрибутор в Новосибирской области) решила отказаться от незаконной сертификации и тут же подверглась атаке правоохранительных органов, которые изъяли более 150 бутылок вина под предлогом отсутствия печати ЦСМ.

Еще более оригинальный способ пополнить казну внедрил губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Он ввел региональную марку стоимостью 3 руб., для получения которой производителям приходится сдавать продукцию на проверку в ГУП “Тульское качество”. “На деле ни о какой проверке речи не идет, у ГУПа нет даже собственной лаборатории, – жалуется представитель компании “Русский алкоголь” Жанна Олейник. – Но по местному телевидению транслируется реклама о том, что алкоголь нужно покупать только с местной маркой, а то, что стоимость этой марки автоматически закладывается в цену, потребителю никто не рассказывает”. Этой историей уже заинтересовалась комиссия тульского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), которая уже возбудила в отношении администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Участники рынка внимательно наблюдают за самодеятельностью региональных властей. “Мы очень опасаемся, что новосибирская инициатива будет подхвачена в других субъектах, если федеральные власти не возьмут ситуацию под контроль”, – беспокоится начальник управления по связям с общественностью ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров. Правда, по его словам, предприятия “Росспиртпрома” с подобными проблемами пока не сталкивались. А пресс-директор Института национального проекта “Общественный договор” Олег Комаровский говорит, что произвол региональных властей силен не только на алкогольном рынке. “На месте старых барьеров вырастают новые”, – констатирует Комаровский. Эксперты отмечают, что производители зачастую сами соглашаются на нерыночные способы ведения бизнеса, чтобы защититься от конкурентов. “Участники рынка смогут победить только в том случае, если объединятся, – уверен Комаровский. – Тогда никто не будет бояться, что предприятие моментально закроют после первого же проявления недовольства”. А эксперт НО “Союз участников алкогольного рынка” Владимир Цыганков убежден, что единственный способ противостоять добровольно-принудительному сертифицированию – это обращение в суд.