“Бураны” для туристов


Space Adventures в конце прошлой и начале этой недели договорилась о строительстве суборбитальных космических кораблей Explorer и строительстве двух туристических аэродромов – в Рас-Аль-Хайма и Сингапуре. Третий аэродром компания собирается построить в США. Строительство сингапурского комплекса обойдется в $115 млн, а общая смета проекта составит $265 млн. Власти Рас-Аль-Хайма вложат $30 млн. По оценке Space Adventures, ежегодный оборот рынка суборбитальных туристических полетов может составить $1 млрд в год.

О разработке и выпуске Explorer Space Adventures договорилась с Роскосмосом. Вице-президент Space Adventures Сергей Костенко и пресс-секретарь Роскосмоса Константин Крейденко отказываются говорить о деталях сотрудничества. Крейденко подтвердил “Ведомостям”, что Роскосмос реализует проект Space Adventures, в котором реактивный корабль будет стартовать с самолета-носителя. “Для пуска нужен только аэродром”, – говорит он.

Сергей Костенко признает, что пока корабль Explorer не готов. По его словам, число заказанных в производство кораблей определится позднее и будет зависеть от количества клиентов. У желающих отправиться в космос за $100 000 Space Adventures принимает заказы уже с 2002 г., но назвать число заплативших по этой программе Костенко не смог. Explorer использует разработки российского Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) им. Мясищева, он будет состоять из пятиместного реактивного челнока и созданного еще в 90-х самолета-носителя М-55 “Геофизика”. Подобный проект Space Adventures вместе с ЭМЗ им. Мясищева уже аннонсировала в марте 2002 г., тогда опытные испытания шаттла на два пассажира оценивали в $10 млн, а создание проекта на 6–7 пусковых комплексов – в $60 млн. В проекте “Буран” ЭМЗ отвечал за разработку самолета-транспортировщика и дизайн гермокабины экипажа орбитального корабля.

Space Adventures подписала в прошлый четверг соглашение с компанией частных инвестиций Prodea о финансировании строительства в России суборбитальных космических комплексов Explorer. Prodea принадлежит арабской семье Ансари – братьям Хамиду и Амиру и их сестре Ануше. В 1993 г. Хамид и Ануше Ансари основали компанию – производителя телекоммуникационного оборудования Telecom Technologies, которая в 2000 г. объединилась с компанией Sonus Networks.

В космических кругах семья Ансари стала известна в качестве одного из соинвесторов приза в $10 млн за первый частный суборбитальный полет в космос, который был даже назван в их честь Ansari X-Prize. ЭМЗ им. Мясищева вместе со Space Adventures рассчитывали получить этот приз, но не смогли построить корабль. А выиграл его осенью 2004 г. суборбитальный космический корабль Берта Рутана SpaceShipOne. Тогда же основатель Virgin Group Ричард Брэнсон создал компанию Virgin Galactic и пообещал вложить в нее $100 млн. Virgin Galactic собирается построить флотилию из пяти SpaceShipOne и в 2007 г. начать туристические полеты в космос. Но сама семья Ансари решила сделать ставку на аутсайдера Ansari X-Prize. “Этот корабль был создан группой самых квалифицированных дизайнеров и инженеров в мире с самым большим опытом, максимальными стандартами безопасности и ответственными за наиболее надежный космический корабль с самым длинным послужным списком”, – заявила Ануше Ансари о разработке ЭМЗ им. Мясищева.