“Еврофинанс” ждут у дома


Бывший управляющий “Пятерочки” Дмитрий Потапенко и глава ресторанного холдинга “Арпиком” Михаил Зельман рассказали “Ведомостям”, что планируют открыть в московском регионе новую продовольственную сеть. Она может быть создана на базе недвижимости “Еврофинанс-Моснарбанка”, который рассматривает возможность использования под магазины от 10 до 15 помещений площадью 300–500 кв. м, полученных в счет уплаты долгов, уточнил Потапенко. Вице-президент “Еврофинанс-Моснарбанка” Владимир Фаворин вчера не подтвердил и не опроверг эту информацию. Тем не менее о проекте знают участники рынка. Например, о намерении Зельмана открывать универсамы слышал Михаил Оразов, замгендиректора фирмы “Родник-НТ”, оператора принадлежащей Аркадию Новикову сети магазинов “Елки-Палки”.

По словам Потапенко, создание сети из 15 магазинов “у дома” обойдется примерно в $30 млн. Предприниматель рассчитывает, что “Еврофинанс” не только будет сдавать помещения в аренду, но и выступит соинвестором проекта. “Хотелось бы видеть их участие аналогичным участию “Уралсиба” в капитале “Копейки” (финансовой корпорации принадлежит 50% сети. – “Ведомости”), – говорит Потапенко. Сам он готов вложить в новую сеть средства от продажи 15%-ных долей в сетях “Гастрономчик” (оборот в 2005 г. – более $5 млн) и “Миллениум” (свыше $3 млн), работающих на Юге России. Зельман подчеркивает, что в универсамы он будет вкладывать личные средства: “Принципиальное решение мною принято. Даже если договориться с “Еврофинансом” не получится, я все равно буду инвестировать в ритейл через Потапенко, потому что у нас есть общее понимание того, что должно быть построено”. Предполагается, что Потапенко возьмет на себя управление магазинами, а Зельман обеспечит логистику сети.

Переговоры с “Еврофинансом” находятся на самой ранней стадии, подчеркивают Потапенко и Зельман. “Не исключено, что ТЭО для использования этих 15 помещений поступили от других сетей”, – говорит Потапенко. Если “Еврофинанс” все-таки решится на инвестиции в продуктовые магазины, то банк пополнит ряды финансовых организаций, уже имеющих такой опыт: например, 80,6% “Перекрестка” контролирует “Альфа-групп”, 50% “Копейки” – ФК “Уралсиб”, а 33,5% “Дикси” – Citigroup.

Годовой оборот холдинга “Арпиком”, который объединил все заведения, превышает $35 млн в год. Зельман начинал работать на ресторанном рынке с открытия авторских заведений, включая “7 крон”, “Бельвиль”, “Бедуин”, “Аист” (совместно с Аркадием Новиковым) и др. Но в прошлом году Зельман отказался от индивидуальных концепций и решил развивать только сетевые рестораны – Goodman, “Колбасофф”, “Ле Гато”. В 2006 г. под этими брэндами должно открыться до 30 новых заведений. “Я считаю, что на рынке ритейла, точнее в нише магазинов “около дома”, тоже осталось место”, – объясняет ресторатор свой интерес к открытию универсамов.

В прошлом году другой известный ресторатор – Аркадий Новиков открыл в Москве первый супермаркет, который, как и сеть принадлежащих Новикову трактиров, называется “Елки-Палки”. Инвестиции в магазин торговой площадью 600 кв. м составили около $2 млн, в течение года должно было открыться еще шесть, но пока этого не произошло. Оразов объясняет это тем, что “не нашли управленца, который мог бы реализовать эти планы”.

Потапенко из числа тех, кому это под силу. Коллеги исключительно высокого мнения о нем. Гендиректор “Копейки” Сергей Ломакин, лично знающий Потапенко, называет его “грамотным менеджером”. А Николай Власенко, совладелец ГК “Виктория” (магазины “Виктория”, “Квартал”, “Дешево”), считает, что у Потапенко достаточно опыта именно в формате “у дома”. “Это хороший менеджер, харизматичный, с двумя MBA, – говорит Власенко. – Сейчас только ленивый не инвестирует в розничную торговлю, и залогом успеха обычно является наличие опытного управляющего”.