ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА: Смех сквозь слезы


На следующей неделе московский кинопрокат пополнится комедиями, наводящими грусть, и забавными триллерами. Ирландский трансвестит будет искать маму в Лондоне, итальянский поэт – возлюбленную, пропавшую в Ираке, американские яппи озабочены добычей денег любой ценой, английская супружеская чета, разыскивавшая дочку, найдет привидение, а российские маги добудут на том свете дух Казановы.

“Завтрак на Плутоне” (Ирландия, Великобритания, Breakfast On Pluto, режиссер Нил Джордан, в главной роли Киллиан Мерфи) – один из самых ярких фильмов внеконкурсной программы только что завершившегося Берлинского кинофестиваля. Это экранизация романа Патрика Маккейба, номинированного в 1998 г. на премию “Букер”. В нем рассказана история похождений молодого трансвестита, выросшего в захолустном ирландском городке. Родители бросили мальчика, и ему пришлось довольно рано научиться выживать самостоятельно, справляясь с любыми проблемами, в том числе с теми, что возникают из-за его желания быть женщиной. События фильма происходят в 70-е гг. прошлого века, и подчеркнуто театрализованное повествование, в котором сентиментальная мелодрама легко сочетается с сатирой и совершенно серьезной трагедией, ориентировано на стиль того времени. Сделан фильм одним из ведущих современных британских режиссеров – Нилом Джорданом (известен киноманам по фильмам “Игра до слез”, “Мальчик-мясник”, “Конец любовного романа”, а широкой публике в первую очередь по “Интервью с вампиром”). А главную роль исполняет, возможно, самый интересный на сегодняшний день молодой британский актер Киллиан Мерфи (его можно было увидеть в фильмах “Дискосвиньи”, “28 дней спустя”, “Бэтмен: начало” и “Ночной полет”), которого критика активно хвалит за новую работу.

“Тигр и снег” (Италия, La Tigre A La Neve, режиссер Роберто Бениньи, звезды – Роберто Бениньи, Николетта Браши, Жан Рено, Том Уэйтс) – романтическая сказка про войну в Ираке. Поэт и идеалист, которого играет сам Бениньи, едет в оккупированный американцами Ирак, чтобы разыскать там свою возлюбленную (жена Бениньи – Николетта Браши). Идейная барышня отправилась в горячую точку, чтобы написать правдивую книгу. В итоге ей, конечно же, порядком достается, и она оказывается в больнице, где медленно умирает. Поэт, не знающий ни слова по-арабски и вообще плохо понимающий, куда он отправляется, тем не менее решительно настроен спасти даму сердца. В Ираке ему помогает любитель итальянской поэзии и тоже стихотворец (Жан Рено). Бениньи утверждает, что и не думал заряжать свой фильм хотя бы намеком на антиамериканизм. Но совсем удержаться, конечно, не мог. В фильме есть, например, эпизод, в котором американские солдаты принимают Бениньи за шахида и выглядят при этом, разумеется, крайне нелепо. Впрочем, задачи сделать кино обвинительное или хотя бы даже с намеком на политическую сатиру у Бениньи все же не было. Как и в своей оскароносной комедии “Жизнь прекрасна”, в которой основным местом действия стал фашистский концлагерь, он использует материал, более уместный для драмы или трагедии и вроде бы не очень подходящий для легкой мелодраматической сказки. Однако Бениньи, судя по всему, убежден, что смех (или, если угодно, смех сквозь слезы) лечит души лучше, чем устрашение или проповедь.

“Аферисты Дик и Джейн” (США, Fun With Dick And Jane, режиссер Дин Паризо, звезды – Джим Керри, Теа Леони) – ненавязчивая приключенческая комедия для семейного просмотра. По-своему картина весьма полезная, поскольку напоминает среднему классу о непрочности его благополучия: сегодня, глядя на тебя, все видят воплощение мечты о карьерном успехе и бытовом благополучии, а завтра тебе некуда деваться от кредиторов. Дик (Керри) и Джейн (Леони) были идеальной американской семьей до тех пор, пока компания, в которой работал Дик, не обанкротилась. И вот он уже не только лишился работы, но и должен отвечать за грехи своего босса. Помыкавшись немного, супруги принимают истинно пролетарское решение – грабь награбленное – и начинают обчищать банки. Фильм не оригинален, он воспроизводит сюжет одноименной комедии 1977 г., в которой главные роли исполняли Джордж Сигал и Джейн Фонда.

“Темные силы” (Великобритания, Германия, The Dark, режиссер Джон Фосетт, в ролях: Шон Бин, Мария Белло) – очередная страшилка про девочку-призрака, поставленная по роману Саймона Магинна “Овцы”. Английское семейство – мать, отец и дочь – переезжает жить в Уэльс. Почему-то их не смущает, что жить им предстоит в уединенном доме на скале, где раньше будто бы обитал загадочный проповедник, доведший свою паству до коллективного суицида. Интересно вовсе не это, а то, как именно режиссер Фосетт показывает вам инфернальные силы и паранормальные явления. В целом можно признать, что справился он на твердую четверку. Особенно удались овцы, которые, по неким уэльсским преданиям (или это англичанина Мураками попутал?), являются проводниками в иной мир.

“Знаки любви” (Россия, режиссер Владимир Мирзоев, в ролях: Максим Суханов, Алексей Макаров, Анна Чурина, Наталья Швец) – у этого фильма есть три жанровых определения, данных самим режиссером: современная городская сказка, лирическая комедия с элементами ненаучной фантастики, романтическая фантасмагория. Сюжет держится на любовном треугольнике. Жена и любовница делят мужика, приятного во всех отношениях. При этом женщины не стесняются использовать лучшие колдовские силы столицы. Колдуны, уставшие от конфликта, решают, что любовнице надо найти другого кавалера, и вызывают дух Джакомо Казановы, который поселяется в теле авторитетного бандита Яши-Слона (как всегда, неподражаемый Суханов). Театральный режиссер Владимир Мирзоев известен своей склонностью ставить весьма экстравагантные спектакли. Однако на этот раз, по его словам, кино должно было получиться максимально реалистичным. “Нам хотелось бы избежать вульгарного гротеска, как в разработке характеров, так и в визуальном ряде”, – говорит режиссер. При таком сюжете поверить ему непросто.

Фильмы в прокате со 2 марта