Экономический дефект


Декларации

При подготовке публичного размещения компания сообщает инвесторам, на что она собирается истратить полученные деньги. Раздел Use of Proceeds (“Использование привлеченных средств”) редко занимает в инвестиционном меморандуме больше одной страницы. Например, “Мечел” указал, что половину средств планирует пустить на капитальные затраты, а половину – на приобретение новых компаний и лицензий. Evraz Group – что может направить деньги на покупку новых активов, развитие действующих мощностей и выкуп акций у совладельцев дочерних предприятий. АФК “Система”, в частности, сообщила, что не прочь приобрести “Связьинвест”, “Укртелеком” или “Казахтелеком”. Конкретнее всех был Amtel Vredestein – компания обещала потратить деньги новых акционеров на выплату долгов.

Впрочем, даже эти декларации касаются лишь тех средств, которые за счет допэмиссии получает компания. Про деньги, вырученные от продажи существующих акций, в меморандумах написано лишь то, что они “не поступают в компанию”. Едва ли не единственное исключение – меморандум “Новатэка”, в котором было обещано, что один из акционеров – компания “Левит” – погасит перед “Новатэком” долг в $270 млн. Выполнили свое обещание акционеры или нет, в “Новатэке” уточнить отказались. А один из совладельцев “Пятерочки” пояснил в ответ на аналогичный вопрос, что общественность не должно волновать, куда акционеры дели средства – пусть даже они “закопали деньги”.

Инвестиции

Про деньги, полученные в ходе размещения самими компаниями, там рассказывают тоже не слишком охотно. Кроме того, никто эти средства отдельно не учитывает, и они растворяются в общих доходах. Тем не менее данные, которые удалось собрать “Ведомостям”, позволяют утверждать, что наибольшая часть денег идет не на развитие существующих, а на приобретение новых активов.

Так, “Северсталь-Авто” (получила на бирже $66,3 млн) после размещения потратила $50 млн на покупку Завода малолитражных автомобилей и $25 млн на его модернизацию, рассказывает представитель компании. “Перед нами на тот момент стояла четкая задача – запустить производство внедорожника Rexton, – объясняет он. – Консультанты посчитали, что вариант с ЗМА быстрее и дешевле строительства нового завода на УАЗе”.

АФК “Система” ($1,318 млрд) так и не купила ни одного из трех “гостелекомов” (их приватизация до сих пор не состоялась). Зато, как было объявлено на недавней презентации старшего вице-президента “Системы” Алексея Буянова, потратила $600 млн на приобретение миноритарных долей в шести башкирских энергокомпаниях, $275,5 млн – на 2,3% акций МТС и всего $277 млн – на развитие дочерних предприятий: “Интуриста”, “Детского мира”, МБРР и “Ситроникса”. “Все финансирование, которое требуется дочерним компаниям, они получают, – объясняет такое соотношение директор департамента общественных связей “Системы” Ирина Потехина. – Но накачивать их деньгами – это не самоцель, проекты должны быть выгодными. А взрывной рост бизнеса возможен только за счет новых приобретений”.

По словам представителя “Мечела” ($233,1 млн) Алексея Сотскова, после размещения компания, в частности, стала владельцем 25% + 1 акция “Якутугля”, выкупив их на аукционе за $420 млн, и запустила на Челябинском металлургическом комбинате первую очередь новой аглофабрики стоимостью более $150 млн. Сотсков оговаривается, что эти затраты превысили вырученные от размещения средства, но отделить их от денег, полученных из других источников, невозможно.

В Evraz Group ($422 млн) отказались от официальных комментариев. Источник в компании отмечает, что сразу после размещения группа купила за $79,1 млн 75% акций итальянского меткомбината Palini e Bertoli, а в ноябре – 98,96% чешской Vitkovice Steel за 240 млн евро.

Rambler Media ($30,8 млн) около $27 млн направил “на дальнейшее развитие, прежде всего на покупку профильных бизнесов”, рассказала гендиректор компании Ирина Гофман.

А “Калина” ($25,4 млн), по словам пресс-секретаря Сергея Казанцева, потратила деньги на покупку 51% акций немецкой косметической компании Dr. Scheller (по оценке аналитика “Уралсиба” Марата Ибрагимова, стоимость сделки – $16 млн) и нового оборудования для своего российского предприятия.

Впрочем, компании, где большая часть денег была инвестирована в собственное производство, все же есть. По словам Елены Федоровой, представителя “Иркута” ($54 млн), средства от размещения были направлены на техническое перевооружение, которое позволит производить авиакомпоненты по контракту с Airbus. А “Пава” (бывший “Хлеб Алтая”, $4 млн) потратила $2 млн на организацию производства крекеров на Ачинском мелькомбинате и $2 млн на рекламу нового брэнда муки. Деньги, собранные Amtel Vredestein ($153 млн), как и было обещано, пошли на погашение долгов.

В компаниях Urals Energy ($113,8 млн), и “Открытые инвестиции” ($49,5 млн) отказались от комментариев.

Результат

Старший экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров считает, что, если российские компании действительно получат от размещений в 2006 г. $20 млрд, эти деньги “могут быть весьма ощутимы для экономического роста”. “Ведь рост китайского ВВП на 10% в год – это во многом следствие 20%-ного роста инвестиций в основной капитал, – поясняет он. – В России в прошлом году инвестиции выросли лишь на 10,5%. Но в нынешнем за счет размещений мы можем выйти на уровень 20%”. Однако пойдет ли бум размещений на пользу российской экономике, зависит от того, на что будут потрачены деньги. “Покупка активов, в особенности за рубежом, не много даст для ускорения роста ВВП”, – констатирует Тихомиров.

По оценке главного экономиста “Тройки Диалог” Евгения Гавриленкова, в 2005 г. инвестиции российских компаний в развитие и модернизацию, профинансированные за счет публичных размещений, составили меньше 1% всех инвестиций в основной капитал (по данным Росстата – $122 млрд). “Конечно, существенно на росте ВВП это не отразится”, – считает эксперт. “Если судить по тому, что было в прошлом году, то бум размещений незначим для экономики, – поддерживает коллегу главный экономист HSBC Александр Морозов. – Но если в нынешнем году компании после первичных размещений вложат в собственное развитие около $7 млрд, что вполне реально, то ситуация может измениться”. Эксперт отмечает, что к 2007 г. эти вложения могут добавить к росту ВВП около 1%.

“В любом случае публичное размещение – это разовая акция, поэтому гораздо важнее положительный эффект, который дает экономике массовый переход компаний в публичное состояние”, – уверен Гавриленков. Компании приводят в порядок отчетность, становятся открытыми, перенимают чужой опыт, приобретая активы за границей, а собственники ради увеличения капитализации стремятся делать свой бизнес эффективнее, перечисляет экономист. “Долгосрочный эффект от этого настолько очевиден, что стимулирование выхода наших компаний на биржи должно стать политикой государства”, – уверен Морозов из HSBC.