Новоселье на старом месте


Точную дату, когда откроют обновленную основную сцену, руководство театра пока не называет. Может быть, в мае. Во всяком случае, не за горами премьера “Травиаты”, которую театр уже показывал на гастролях в городах США и России, но не в Москве. Следом выйдет “Евгений Онегин”.

Кроме популярных названий, театр планирует и эксклюзив. Им станет опера “Гамлет, принц датский” – новое произведение екатеринбургского композитора Владимира Кобекина. Об этом впервые открыто объявил главный режиссер театра Александр Титель. Кобекин и Титель – давние соратники по Свердловску, их тандем прогремел в конце 80-х, когда там была поставлена опера Кобекина “Пророк”. С тех пор слава этого превосходного композитора несколько подзабылась, хотя он написал больше десятка опер и почти все они шли на российских и европейских сценах.

Таким образом, театр на Большой Дмитровке станет вторым столичным театром, кто отваживается на постановку современной оперы. Успех “Детей Розенталя” Десятникова в Большом театре, кажется, обретает некое эхо. С другой стороны, руководству Театра имени Станиславского уповать придется не на сенсацию (шекспировский сюжет депутатов явно не всполошит), а исключительно на качество продукта.

Что касается нового зала, где развернулась новая сцена, то для него запланирован особый репертуар. В числе названий – опера Моцарта “Так поступают все”. А начали с другого юбиляра текущего года, поставив оперетту Шостаковича “Москва-Черемушки”. В спектакле заняты молодые силы театра и студенты Российской академии театрального искусства (бывшего ГИТИСа), а поставила его ученица Тителя Ирина Лычагина. Эпоха оттепели (оперетта написана в 1958 г., в ней воспеваются прелести новостроек) показана в спектакле как детство человечества. Обстановка сцены (художник Елена Степанова) напоминает детскую площадку, а картонный Хрущев добродушно улыбается героям. В самом конце, правда, черемушкинские окна погружаются во тьму, а на сцене появляется мрачный картонный Брежнев – авторы спектакля не могли удержаться от взгляда с исторических высот. Но не поэтому постановка не тянет на аутентичную советскую оперетту: молодым и симпатичным артистам не хватает опереточных умений. С вокалом они еще справляются, но вот с танцами... Зато неплохи оркестр, играющий Шостаковича в смачной аранжировке Джерарда Макберни, и молодая дама за пультом: Мария Максимчук показала себя дирижером с характером и хваткой.

На малой сцене театра нет оркестровой ямы, поэтому оркестру приходится располагаться за спинами актеров. Однако акустический результат вполне удовлетворительный, так что мы можем радоваться: в Москве завелась еще одна оперная площадка.