“Индиго” уходит из России


По данным МСТ, проданные волжские компании сейчас обслуживают более 130 000 абонентов (по данным ACM-Consulting, 10% из них – абоненты DAMPS). По оценке руководителя аналитического департамента Альфа-банка Андрея Богданова, учитывая количество абонентов, сумма сделки могла бы составить около $13–15 млн. Однако он указывает, что компании могли быть проданы с хорошим дисконтом при наличии долгов и плохих финансовых показателей.

Как сообщили в МСТ Corp., компания продала 100% акций компании “Восток Мобайл Волга” финансовому инвестору. “Восток Мобайл Волга” является держателем долговых обязательств и пакетов акций трех сотовых операторов – 50% ЗАО “Саратов Мобайл”, 70% ЗАО “Чувашия Мобайл” и 60% ЗАО “Пенза Мобайл”, владеющих лицензиями стандарта GSM-1800 и DAMPS. МСТ Corp. не раскрывает сумму и детали сделки.

Как рассказал “Ведомостям” источник, близкий к новому телекоммуникационному холдингу Synterra, покупатель сотовых активов MCT в ближайшее время может войти в Synterra. Это подтвердили и два других независимых источника. В прошлом году холдинг Synterra объединил под единым брэндом крупнейшего российского интернет-провайдера “РТКомм.РУ” и московских операторов “Комет” и “Телеком-Центр”. Собеседники “Ведомостей” также сообщили, что сейчас ведутся переговоры о продаже всего МСТ Corp. холдингу Synterra. Один из них подчеркнул, что это будет очень сложная по структуре сделка и передача “Восток Мобайл Волга” в некую финансовую структуру – ее часть. Пресс-секретарь MCT Юлия Шальнева информацию не подтвердила, однако отметила, что МСТ собирается сконцентрироваться на развивающихся рынках Центральной Азии. Сейчас МСТ владеет 77,5% узбекского “Коскома”, по 60% таджикских операторов “Индиго-Таджикистан” и “Сомонком”, а также 12,5% афганского “Рошана”.

МСТ Corp. действовала в России через две холдинговые структуры — RTDC (восемь GSM и NMT-450 операторов) и Vostok Mobile (13 AMPS-операторов), которые она приобрела в конце 2000 г. Еще пятью региональными GSM-операторами MCT владела напрямую. Всех этих операторов с 2001 г. объединяла торговая марка “Индиго”. В конце апреля 2002 г. 95% акций RTDC (ключевого актива MCT) перекупила компания “РТК-Лизинг”, в дальнейшем перепродав часть активов “Связьинвесту”. Потеря основного актива подтолкнула MCT к последующим продажам. В том же году, по данным “Ведомостей”, MCT выставила на продажу и второй свой сотовый холдинг – Vostok Mobile.

Финансовой стороной сделки занялся банк Creditanstaldt, а начальная цена 100% акций Vostok Mobile составляла $50 млн. Однако весь Vostok Mobile не продали, а провели реструктуризацию, разделив на три холдинга – “Восток Мобайл Волга”, “Восток Мобайл Юг”, который уже продан МТС в августе 2003 г., и “Восток Мобайл Nord-West”. МСТ также избавилась от нескольких активов, которыми владела напрямую: 50% акций “Примтелефона”, 43% “Уралтела” и читинский “Сибинтертелеком” были проданы МТС, а воронежский “Вотек Мобайл” и “Липецк Мобайл” – Tele2.

Интересно, что сделка прошла в секрете от другого акционера трех сотовых операторов – “Волгателекома”. В “Связьинвесте” заявили “Ведомостям”, что не в курсе сделки. Ничего о ней не знал и независимый директор “Волгателекома” Олег Федоров, а также члены Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ). Как пояснил член АПИ Александр Шевчук, так как сделки не касаются продажи самих активов, которыми владеет “Волгателеком”, то оператора имеют право о них и не уведомлять. Аналитик “Атона” Елена Баженова считает, что Synterra может преследовать лишь финансовые интересы к сделке. Она отмечает, что для нее это непрофильные активы и, скорее всего, она перепродаст с премией их “Волгателекому”, который создает единый брэнд и которому эти активы необходимы. Аналитик ACM-Consulting также указывает, что “Пенза Мобайл” может заинтересовать и МТС, у которой нет лицензии на этот регион.