Не выдержал стандарт

Д.Гришкин

Потеря контракта

Вчера Diageo и “А1” объявили о создании совместного предприятия ЗАО “Диаджео Дистрибьюшн”, которое с 1 июля станет эксклюзивным дистрибутором Diageo в России и которому будет передана водочная марка “Смирновъ”. Diageo станет владельцем 75% акций будущей компании, “А1” – 25%. Изабель Томас, руководитель Diageo по связям со СМИ, уточнила, что по условиям сделки ее компания заплатит “А1” $50 млн за свою долю в совместном предприятии. “Марки Smirnoff и “Смирновъ” будут консолидированы в руках одного владельца”, – говорит Томас.

Длившийся с начала 1990-х спор за одну из крупнейших водочных марок в мире – Smirnoff между компаниями Diageo и потомками водочника Петра Смирнова окончен. Вчера вице-президент “А1” Игорь Барановский сообщил, что ТД П. А. Смирнова отзовет все претензии по поводу сходства товарных знаков “Смирновъ” и Smirnoff. Это подтвердила и Изабель Томас. “Diageo больше не будут мучить судебными исками. А “А1” получает блокпакет в очень крупной дистрибуторской структуре и сумму, которая выше реальной стоимости их водочного бизнеса”, – комментирует Дмитрий Добров, начальник управления общественных связей “Росспиртпрома”. По его мнению, со стороны Diageo это был ожидаемый ход, поскольку другие крупные алкогольные компании – Pernod Ricard и Baccardi Martini уже также самостоятельно продают свою продукцию.

Одновременно создание совместного предприятия с “А1” означает разрыв контракта Diageo с дистрибуторской компанией Рустама Тарико “Руст Инк.”, которая на протяжении последних 10 лет выступала эксклюзивным дистрибутором Diageo в России. “Мы считаем, что сможем увеличить динамику и дальнейший рост наших брэндов через создаваемую совместную компанию”, – объясняют прекращение контракта в российском представительстве Diageo. В холдинге “Русский стандарт” вчера оставили заявление Diageo без комментариев.

Сколько “Руст Инк.” продавала алкогольных напитков Diageo в год, в обеих компаниях не раскрывают. “Бизнес Аналитика” оценивает емкость сегмента элитного алкоголя в $530 млн в год. В январе – октябре 2005 г. доля Diageo в этом сегменте составила 24,8% в денежном выражении, таким образом, объем продаж Diageo мог составить в прошлом году более $130 млн. Президент одной из крупнейших водочных компаний дает более скромную оценку: оборот всего алкогольного бизнеса “Руст Инк.” может составлять около $150 млн, при этом около трети приходится на продукцию Diageo. Вице-президент РВВК Герман Климовский говорит, что рентабельность дистрибуции брэндов Diageo могла составлять у “Руст” около 40–50%. Таким образом, Рустам Тарико мог потерять минимум $20 млн в год.

Потеря знака

Это не единственная потеря Тарико. Еще 17 февраля по жалобе некоего ООО “Лариталь” Палата по патентным спорам Роспатента аннулировала товарный знак “Русский стандарт”, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к Роспатенту. Он утверждает, что знак был аннулирован по большинству классов, включая алкоголь. Эту информацию подтвердила завотделом рассмотрения возражений и заявлений по товарным знакам палаты Ирина Никифорова. По ее словам, решение было принято по так называемым “абсолютным основаниям”, то есть палата признала, что словосочетание “Русский стандарт” носит описательный характер и не может быть зарегистрировано.

Управляющий директор холдинга “Русский стандарт” Игорь Косарев вчера опроверг эту информацию. Впрочем, решение палаты еще не утверждено главой Роспатента Борисом Симоновым, у которого на это есть два месяца. Эксперты сомневаются, что знак “Русский стандарт” будет лишен регистрации. “Он не утратил различительной способности, думаю, глава Роспатента не утвердит аннулирования этого знака на таком основании”, - считает партнер юридической фирмы Baker&McKenzie Евгений Ариевич.

Связаться с ООО “Лариталь” “Ведомостям” не удалось. По словам источника “Ведомостей”, в Роспатенте интересы “Лариталь” представляла петербургская юридическая компания “АРС-патент”. “Мы выступаем в интересах “Лариталь”, но не знаем, кто стоит за этой компанией”, - сообщила патентный поверенный “АРС-патент” Ольга Раевская.

Между тем на днях с заявкой на регистрацию товарного знака “Русский стандарт” по классу водки в Роспатент обратился петербургский завод “Ливиз”, который разливает одноименную водку по заказу компании Тарико, сообщил “Ведомостям” патентный поверенный, пожелавший сохранить анонимность. Соответствующая запись, по его словам, есть в базе данных Федерального института промышленной собственности. Причем до “АРС-патента” интересы “Лариталь” в палате представлял юрист Александр Прозоровский, продолжает источник. А в заявке на регистрацияю знака “Русский стандарт” интересы “Ливиза” представляет также Александр Прозоровский. Связаться с Прозоровским вчера не удалось.

Член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов подтвердил, что одна из структур “Ливиза” направила заявку на регистрацию “Русского стандарта”, однако не стал комментировать причины этого шага. Он говорит, что “Ливиз” не имеет отношения к ООО “Лариталь”, называя случившееся “совпадением”.

Ранее “Ливизу” удалось частично оспорить права ТПГ “Кристалл” на водочную марку “Гжелка”. В результате инициированных “Ливизом” споров в Роспатенте и арбитражных судах петербургскому заводу удалось зарегистировать за собой знак “Гжелка”. Точка в споре компаний не поставлена, однако ТПГ и “Ливиз” теперь оба выпускают водку “Гжелка”.