Транспорт в Санкт-Петербурге: Транспортный подряд


В прошлом году у петербургского подразделения немецкого логистического гиганта Schenker – компании “Шенкер СПб” появилось два новых клиента – ритейлоры Metro и “О’Кей”. По словам директора “Шенкер СПб” по продажам Алексея Фомина, на них приходится около 10–15% от грузооборота компании, который в 2005 г. составил около 25 000 т.

Раньше товары в гипермаркет Metro привозили поставщики-дистрибуторы и производители продуктов. После того как компания открыла третий магазин в Петербурге, было принято решение прибегнуть к услугам “Шенкер СПб”. Поставщики теперь доставляют товар на логистический терминал транспортной компании, откуда грузовиками “Шенкер СПб” их развозят по магазинам, сообщили “Ведомостям” в пресс-службе Metro.

Сетевые операторы все чаще отказываются от собственной логистики. По словам Фомина, расходы на собственные перевозки выше, чем у профильных операторов. “Экономия достигается за счет, например, комбинированной доставки грузов, когда товары сразу для нескольких клиентов идут в одном направлении”, – говорит менеджер.

Директор по логистике сети “Лента” Сергей Гринев говорит, что поставщик обычно закладывает в цену поставок расходы на доставку товара, которая варьируется от 0,5% до 10% от его стоимости в зависимости от поставщика, его местоположения, а также объема партии и частоты доставки.

У “Ленты” нет пока собственного автопарка и складских помещений. По словам Гринева, товар в магазины “Ленты” до сих пор доставляли поставщики. Однако после того, как в прошлом году сеть выросла с шести до девяти магазинов, в компании задумались об организации логистики. В этом году компания собирается построить логистический центр стоимостью $20 млн, а также нанять по конкурсу компанию-перевозчика. “Это позволит быстро и без крупных капитальных вложений обзавестись автопарком”, – сказал Гринев.

Фомин из “Шенкера” говорит, что его компания готова участвовать в конкурсе на предоставление услуг “Ленте”. Такую же готовность выражает и Алексей Смирнов, руководитель транспортного подразделения холдинга “Гема”. Его компания специализируется на обслуживании ритейлоров. Из 25 000 т, которые “Гема” перевезла в прошлом году, около 20 000 т приходится на петербургские магазины IKEA и “М.Видео”, отдавшие транспортные услуги на аутсорсинг.

А вот сеть магазинов “Находка”, принадлежащая компании “Темп первый”, обходится собственными силами. Директор по логистике “Темпа первого” Константин Самонов утверждает, что дискаунтеру нужен собственный автопарк. По его словам, расходы на логистику и грузоперевозки у “Темпа первого” составляют около 5% от оборота, а наем сторонней компании увеличил бы их на четверть.

По словам замначальника северо-западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константина Шаршакова, на транспортные услуги приходится порядка 10% оборота торговых сетей, который, по данным горадминистрации, достиг в прошлом году $5 млрд.

Грузоперевозчики рассчитывают, что ритейлоры будут обращаться к ним чаще. Когда сети укрупнятся и конкуренция между ними повысится, им выгоднее будет обращаться к профессиональным перевозчикам, а не развивать логистику на свои средства, полагает Смирнов из “Гемы”. Шаршаков говорит, что объем транспортных услуг для сетей не превышает 5% от всего петербургского рынка автоперевозок. За 2–3 года по мере укрупнения сетей эта доля должна вырасти как минимум вдвое, считает он.

Такое развитие событий не устраивает только поставщиков. Им выгоднее поставлять товар непосредственно в магазин, поскольку это увеличивает стоимость заказа на 1–3%, утверждает президент компании MeatLand logistics & distribution Дмитрий Гордеев.

Доставка товара непосредственно в магазины позволяет компании контролировать его представленность и качество в каждой торговой точке, сообщили в пресс-службе пивоваренной компании “Балтика”.