Кого приносят сети


Раздел “вакансии” появился на корпоративном сайте “Суал-Холдинга” два года назад. “За счет этого ресурса мы привлекли в прошлом году примерно 15% новых сотрудников”, – рассказывает Михаил Степанько, вице-президент по кадровой и социальной политике “Суал-Холдинга”. В АФК “Система” подобную статистику не ведут. “Но точно могу сказать, что блок для соискателей входит в тройку наиболее посещаемых разделов на сайте, ежедневно мы получаем по 20–30 резюме”, – отмечает Вадим Панин, заместитель руководителя департамента по персоналу корпорации. По словам Сергея Дерябина, директора по персоналу Росбанка, собственный сайт организации дает порядка 1500 резюме в месяц. А треть посетителей обязательно заходят в раздел “вакансии”, добавляет он.

“Сегодня корпоративные сайты компаний можно считать одним из полноценных инструментов поиска персонала, – говорит Анна Черных, директор направления лизинг-персонала рекрутингового агентства Ancor. – В частности, это хороший способ найти потенциально лояльных к компании кандидатов”. С ней согласен Панин из “Системы”, который добавляет: “Мы получаем наибольшее количество резюме от людей, которые желают сделать карьеру именно в нашей корпорации”.

“Размещение вакансий на собственном сайте показывает и то, что компания открыта, что работать в ней могут не только родственники и друзья начальников, но и любой, кто соответствует требованиям”, – уверен Степанько из “Суал-Холдинга”. По его словам, не стоит сбрасывать со счетов, что поиск сотрудников таким образом обходится компании дешевле. “В 2005 г. нам удалось сэкономить 16% бюджета, предусмотренного на рекрутмент”, – утверждает Степанько. “Безусловно, этот ресурс несколько снижает стоимость поиска”, – соглашается Дерябин из Росбанка. Но чаще всего информация о вакансиях размещается не только на веб-страничке компании, но и на специализированных сайтах, в том числе платных. Многое определяет и категория персонала, необходимого для компании. “Одно дело, когда нужны рядовые работники или менеджеры среднего звена, совсем другое – топ-менеджеры, редкие специалисты, – размышляет Дерябин. – В последнем случае вряд ли можно обойтись лишь объявлением на корпоративном сайте. Далее, метод не сработает при найме низового персонала – строителей, дворников или уборщиц. Здесь эффективнее расклеить бумажные объявления на столбах в районе местоположения офиса”.

У инструмента есть и другие недостатки. Сложно измерить его эффективность, отмечает Черных из Ancor. “Объявление о работе на веб-страничках компаний чем-то напоминает приманку, на которую неизвестно кто приплывет”, – говорит Дерябин. На одну и ту же вакансию действительно могут направить резюме как вчерашний студент, так и профессионал с многолетним опытом, добавляет Степанько из “Суал-Холдинга”.

Кроме того, доступ в Интернет пока есть все-таки не у каждого, наибольшее проникновение в Сеть – в городах, напоминает Дерябин. “Оценивать пользу корпоративных сайтов в части найма персонала можно будет тогда, когда животновод начнет искать новое место работы через Интернет, – говорит Дерябин. – Думаю, это случится не раньше чем через 10 лет”.

Исследования, проводимые в странах, где интернет-коммуникации получили развитие намного раньше, дают обнадеживающие результаты. Так, 200 крупнейших работодателей США отметили, что в 2005 г. свыше половины новых сотрудников привлечены при помощи Интернета. А больше всего кандидатов – 21% – принесли собственные сайты компаний. Таковы результаты исследования международной консалтинговой компании Booz Allen Hamilton.

Корпоративные веб-странички наряду с рекомендациями сотрудников помогли привлечь наиболее квалифицированных соискателей. Американские работодатели поставили собственный веб-сайт на второе место в списке инструментов, приносящих наибольшую отдачу, утверждается в исследовании. Возможно, поэтому в текущем году большинство руководителей компаний – 74% опрошенных – планируют увеличить затраты на поддержку разделов “требуются” на собственных веб-сайтах.