“Система” купила UCN


“Система Масс-Медиа” (СММ) сообщила вчера, что приобрела у JIR Broadcast 100% акций UCN. Стоимость сделки в СММ не разглашают, но, по словам близкого к сделке источника, она составила “немногим менее $150 млн”. “UCN, будучи крупнейшим региональным оператором кабельного ТВ, выводит нас в лидеры этого рынка”, – заявил “Ведомостям” гендиректор СММ Михаил Дунаев. Он называет UCN “наиболее технологически продвинутым игроком на рынке кабельного ТВ в России”, который “станет ядром процесса консолидации региональных активов СММ”.

Переговоры о продаже UCN начались еще летом 2005 г. Помимо “Системы”, этой компанией интересовались еще несколько участников рынка, в том числе “Национальные кабельные сети” (группа операторов кабельного ТВ, обслуживающая около 2 млн абонентов и в прошлом году приобретенная компанией “Нафта-Москва”), ряд западных инвестфондов и принадлежащая Виктору Вексельбергу Columbus Nova (в 2003 г. заплатила $22,5 млн за 34% акций компании Moscow CableCom, владеющей московским оператором “Комкор-ТВ”). “Мы сочли запрошенную цену слишком высокой”, – объяснил “Ведомостям” гендиректор “Национальных кабельных сетей” Сергей Калугин. “Нас смутили три вещи: во-первых, технологическая отсталость многих входящих в UCN сетей – их модернизация обойдется еще в $150 млн; во-вторых – недостаточно высокое качество управления сетями, и в-третьих – отсутствие заметного спроса на дополнительные услуги во многих городах, где присутствует компания, – рассказывает представитель одной из компаний – участниц тендера. – Поэтому мы были готовы заплатить за UCN не более $100 млн”.

“UCN изначально оценивалась в $100–150 млн”, – напоминает аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. Нижняя граница этого диапазона соответствует, по его мнению, реальной стоимости компании с учетом перспектив ее развития, верхняя же является следствием “большого спроса на UCN”. “Покупка дороговата как по отношению стоимости бизнеса приобретаемой компании к ее выручке, так и по цене одного абонента”, – говорит аналитик “Атона” Елена Баженова. Хотя, по мнению экспертов, у СММ были причины переплатить. “UCN – последний из крупных операторов кабельного ТВ, работающих сразу в нескольких регионах и выставленных на продажу”, – отмечает Овчинников. А аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева добавляет, что “Система” приобрела доступ к абонентам. “У “Системы” появятся клиенты, которым потом можно будет предложить, помимо телевидения, ряд дополнительных услуг за дополнительные деньги”, – рассуждает она. Тем более что, судя по невысокому уровню среднего счета на абонента UCN ($5–7 в месяц), далеко не у всех клиентов этой компании есть, к примеру, широкополосный доступ в Интернет, замечает Баженова. По словам Дунаева, часть абонентов UCN уже пользуется этими услугами, а до конца года они будут доступны всем клиентам компании.