Хороша Russia, но не ваша


Компания IPD Group, которой принадлежит веб-сайт http://www.russiatoday.com (зарегистрирован в 1996 г.), объявила, что считает незаконным использование названия своего сайта недавно созданным российским каналом.

В январе президент European Internet Network (издателя сайта) Джина Фратто обратилась к руководству телеканала Russia Today с требованием “немедленно внести изменения в название канала”. В своем письме она сообщила, что компания получила “несколько запросов по электронной почте, факсу и телефону от частных лиц и журналистов, которые путают телеканал Russia Today и одноименную онлайн-службу новостей”. Фратто попросила канал “немедленно прекратить использование названия Russia Today” и в течение 10 дней со дня получения письма направить уведомление о выполнении этого требования. Только в этом случае американцы готовы отказаться от требований по возмещению ущерба, заявила Фратто.

В ответ руководство телеканала попросило американскую компанию предоставить документы, подтверждающие регистрацию торговой марки Russia Today и решение российского правительства о праве использовать название “Россия”. IPD Group объявила, что никаких обязательств перед российскими властями не имеет.

“Подтверждение о регистрации торговой марки мы до сих пор не получили”, – рассказывает источник на телеканале. Он считает претензии американцев необоснованными, ведь название сайта пишется слитно, а название телеканала – раздельно. Кроме того, утверждает источник, такого сайта в Интернете просто нет. Попытка корреспондента “Ведомостей” зайти на сайт http://www.russiatoday.com обернулась переадресацией на официальный сайт IPD Group. “Если правда на стороне американской компании, то пусть они обращаются в суд, – говорит источник в руководстве канала. – Если суд признает их правоту – мы подчинимся”.

Руководитель Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин говорит, что российское законодательство о СМИ накладывает на регистрацию брэнда только одно ограничение: нельзя, чтобы существовало такое же СМИ с тем же названием, которое распространяется на той же территории и аналогичным способом. Регистрация товарного знака Russia Today на территории США также является сомнительной, поскольку предоставляет монополию на использование общеупотребительных слов и к тому же вводит потребителя в заблуждение о стране происхождения товаров и услуг, констатирует эксперт. Федор Кравченко, управляющий партнер коллегии юристов СМИ, тем не менее считает, что “ситуация для российского телеканала достаточно серьезная: американский суд с большой вероятностью признает товарные знаки сходными до степени смешения и Russia Today придется искать общий язык с американской компанией”. В противном случае ей будет сложно работать на американском рынке – не исключено, что и в других странах, где брэнд зарегистрирован. Плохое знание законодательства о товарных знаках, отмечает юрист, в последнее время часто подводит российских телевизионщиков: в проекты вкладываются десятки миллионов долларов, и только на финальном этапе выясняется, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован.

Бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин убежден, что эта история “никак не отразится на имидже телеканала”. “История разбирательства с каким-то американским сайтом – несильный раздражитель”, – говорит Волин. Это не нанесет существенного вреда репутации государства, полагает и редактор журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. Однако, недоумевает он, возникают вопросы к нашей стороне: каким образом могли начать масштабный проект с инвестициями в $30 млн, не проработав вопросы регистрации товарного знака?