Положение обязывает


Комиссия Россвязьнадзора включила “Комстар” в реестр существенных операторов на заседании 27 февраля. Согласно сообщению на сайте Мининформсвязи, Россвязьнадзор признал, что “Комстар” вместе с аффилированными компаниями обладает в Москве не менее чем 25% монтированной емкости, а также имеет возможность осуществлять пропуск не менее 25% трафика. Закон “О связи” предусматривает, что государство будет регулировать тарифы “Комстара” на присоединение к его сети других операторов и пропуск их трафика. В реестр естественных монополий “Комстар” не вошел, и его тарифы за услуги связи населению государство контролировать не будет.

В “Комстаре” рассчитывали, что государство признает занимающим существенное положение оператором компанию МГТС, 59,8% акций которой принадлежит альтернативному оператору. О риске такого решения “Комстар” предупредил инвесторов в предварительном меморандуме о размещении акций “Комстара” на Лондонской бирже, которое завершилось в начале февраля. Но меморандум не содержит предупреждения о том, что в реестр существенных операторов могут включить сам “Комстар”.

Доходы “Комстара” (без учета доли МГТС) от работы с операторами, связанными с присоединением и пропуском трафика операторов, составляют около 10% выручки оператора, говорит директор “Комстар-ОТС” по рынкам капитала Вениамин Кофман. Госрегулирование тарифов на эти услуги не обязательно приведет к их снижению и падению доходов, считает он. По словам Кофмана, “Комстар” сделал значительные инвестиции в развитие сети и от госрегулирования оператор может даже выиграть.

А близкий к проведению IPO “Комстара” источник считает, что инвесторов предупредили в предварительном меморандуме и о риске госрегулирования некоторых тарифов оператора.

Риск признания “Комстара” занимающим существенное положение оператором был неочевидным и потому акционерам компании будет непросто привлечь ее к ответственности в суде, говорит председатель Ассоциации по защите прав инвесторов Олег Румянцев. Он считает, что нельзя однозначно утверждать, есть или нет основания для подачи иска против “Комстара”. По мнению Румянцева, судебные перспективы такого иска будут зависеть от того, где его подать, – в Великобритании они выше, чем в России.

Предупреждение о риске госрегулирования тарифов “Комстара” является существенным и иск миноритариев против компании имеет судебную перспективу и в Лондоне, и в России, уверен управляющий партнер юридической фирмы А.S.T. Legal Анатолий Юшин. “По англосаксонскому праву эти взаимоотношения более детализированы, и у акционеров больше шансов выиграть дело в Лондоне”, – считает он. Подача подобного иска – сложная процедура и миноритариям не стоит этого делать, возражает руководитель “Ринкон-Гамма” Олег Осипенко.