Степашина осталась в ПСБ


Степашина не первый менеджер ВТБ, имя которого связано с политическими деятелями из Санкт-Петербурга. В прошлом году вице-президентом ВТБ стал Сергей Матвиенко, сын губернатора. Однако Костин отвергает политическую подоплеку его трудоустройства. “Он нормально работает. Никто его увольнять не собирается”, – заявил он. А полтора года назад из ВТБ на пост вице-президента Газпромбанка перешел Сергей Иванов, сын министра обороны. “Многим видится политическая подоплека в этих решениях, хотя ее здесь нет”, – уверяет Алексей Трубецкой, президент компании “Новоком”, консультировавшей ряд питерских политиков.

В петербургском банке Степашина проработала больше 25 лет – она устроилась на работу в ПСБ в 1980 г., когда он был еще государственным, на должность кредитного инспектора. Степашина – профессионал в финансовой сфере, участвовала в создании коммерческого ПСБ, рассказывает один из сотрудников банка. В 1994 г. Степашина стала заместителем управляющего московского филиала ПСБ, а спустя два года возглавила этот филиал. В 2000 г. Степашина перешла на должность вице-президента в Банкирский дом “Санкт-Петербург” (БД). Эта структура, основанная Владимиром Коганом в 1997 г., объединяла ряд активов, в числе которых был и ПСБ. В петербургских банковских кругах Коган и его партнер, вице-президент БД Давид Трактовенко считались основными владельцами ПСБ. Эти предположения подтвердились вскоре после того, как осенью 2004 г. ВТБ объявил о намерении приобрести контрольный пакет ПСБ. В ходе подготовки к сделке Коган и Трактовенко зарегистрировали на себя сначала по 5% акций, затем еще около 20%. А Степашина оказалась владелицей 5%-ного пакета, на продаже которого она могла заработать, по оценкам аналитиков, около $30 млн.

Сделка завершилась в декабре прошлого года. Однако госбанк решил продолжить свои отношения со Степашиной. С февраля она назначена старшим вице-президентом ВТБ, где будет заниматься клиентской работой, сообщили в пресс-службе банка, отказавшись от дальнейших комментариев. А в пятницу внеочередное собрание акционеров избрало Степашину в наблюдательный совет ПСБ.

На прошлой неделе президент ВТБ Андрей Костин заверил, что всем достойным топ-менеджерам ПСБ госбанк предложит интересную работу. Причем как на берегах Невы, где создается региональный центр госбанка в Северо-Западном федеральном округе, так и в столице.

С ноября прошлого года Пустовалов назначен старшим вице-президентом ВТБ. Однако в новый совет ПСБ он уже не вошел. “Пустовалов стал одним из нескольких десятков вице-президентов ВТБ, он не имел прямого выхода на Костина”, – рассказывает близкий к ВТБ источник. Пустовалову предложили хорошую должность, чтобы он помог сохранить бизнес ПСБ с минимальными потерями, полагает петербургский банкир.

Тогда ключевой фигурой в объединении ПСБ с ВТБ становится Степашина. “Это нельзя считать политическим назначением. Родственные и политические связи Степашиной, конечно, очень ценный актив, способный усилить административный ресурс госбанка. Но Степашина-финансист оказалась не менее ценной для ВТБ. К тому же она участвовала в сделке [по продаже акций]”, – объясняет близкий к ВТБ источник.

Такой же точки зрения придерживаются и хедхантеры. Управляющий партнер рекрутинговой компании “Консорт Петербург” Юрий Михайлов называет ставку на Степашину элементом “планирования преемственности”, когда на ключевые позиции назначаются люди с хорошим знанием рынка, опытом и связями в своей отрасли. Партнер компании Top Hunt International Ольга Чеботкова также уверена, что в глазах ВТБ доминировали профессиональные качества Степашиной.