ВЕКТОР


О пользе войны

Менеджмент Магнитогорского меткомбината продолжает извлекать выгоды из прошлогоднего противостояния со своим партнером – казахстанским Соколовско-Сарбайским ГПО, поставляющее 70% железной руды предприятию. Партнеры заключат10-летний контракт на поставку руды (подробнее см. статью на стр. Б2). Это прецедент для России. Такого не удавалось добиться от поставщиков даже естественным монополиям. Но хозяева ММК не смогли бы достичь успеха, не ввяжись они год назад в войну нервов с ССГПО и Михайловским ГОКом. Весной они начали переговоры об объединении и потребовали пересмотра цен на свою продукцию. А когда Магнитка отказалась, остановили поставки руды предприятию. Воспользоваться административным ресурсом ММК не удалось. К майскому визиту Владимира Путина Магнитка “затушила” одну из домен, но это только вызвало раздражение в Кремле. Зато ММК удалось найти других поставщиков, а вот ССГПО заменить Магнитке не смогло. Переговоры об объединении с Михайловским ГОКом ничем не увенчались, и осенью ему пришлось “проситься” обратно. Теперь ССГПО и вовсе 80% своей продукции будет отправлять ММК. Тем не менее в ССГПО утверждают, что контракт с ММК не отразится на переговорах об объединении с Михайловским ГОКом. Впрочем, не исключают здесь и слияния с ММК. В “Металлоинвесте” (управляет Михайловским ГОКом) говорят, что концентрироваться на одном клиенте рискованно. Но, похоже, свой шанс “Металлоинвест” упустил. Ведь он вряд ли может что-то предложить для развития ССГПО. А жизнь показала, что казахстанскому ГОКу трудно прожить без Магнитки.

Опять халява

Аналитики не раз попрекали крупнейшего российского сотового оператора МТС страстью к подаркам. Раздача бонусных минут летом прошлого года позволила компании удержать лидерство по числу абонентов, но при этом привела к увеличению числа “мертвых душ” – неактивных абонентов, формально учитываемых при подсчете абонентской базы компании, что плачевно сказалось на финансовых показателях МТС (например, среднемесячном счете одного абонента) и, в свою очередь, привело к падению котировок ее акций. В январе 2006 г. МТС несколько исправилась: провела коррекцию и сократила число “мертвых душ”. Но побороть любовь к подаркам компании не удалось. Сегодня МТС планирует объявить об акции “МТС. Бонус”. По ее условиям абонент может заплатить со своего счета $5 и до конца марта бесплатно скачивать на мобильник картинки и мелодии. В апреле и мае МТС положит на его счет по $5 – таким образом, к лету вложения участвующего в акции абонента удвоятся. В МТС подчеркивают, что в отличие от предыдущих “халявных” акций компания не раздувает абонентскую базу, а повышает лояльность пользователей, приучая их пользоваться дополнительными услугами, которые со временем займут большую долю в доходах МТС. Дело полезное – одновременно пользователи, получившие от компании “лишние” $5, дольше останутся в числе ее абонентов, что поможет снизить “бумажный” отток.