Электроды Вексельберга


“Суал” и “Энергопром” Дмитрия Босова воевали за контроль над Новосибирским электродным заводом с 1998 г. “Энергопром” тогда был крупным игроком на российском алюминиевом рынке (владел акциями алюминиевых заводов, перепроданных потом “Русалу”), а “Ренова” в 90-х начала создавать “Суал” – ныне вторую по величине алюминиевую компанию страны. В 1998–2003 гг. они попеременно проводили своих управленцев к власти на НовЭЗе. В 2003 г. имущественный комплекс обанкроченного к тому времени НовЭЗа выкупил “Энергопром”, передав его в одноименное ЗАО. К тому времени “Энергопром” сумел скупить и контрольные пакеты акций Челябинского и Новочеркасского электродных заводов.

В 2004 г. бывшие враги стали партнерами: “Энергопром” продал акционерам “Суала” половину акций электродных заводов и ввел представителей Виктора Вексельберга в совет директоров управляющей компании “Энергопром-менеджмент”, которой в прошлом году были переданы функции гендиректоров предприятий. Впоследствии 100% акций ЗАО “НовЭЗ” и более чем по 80% акций НЭЗа и ЧЭЗа были переданы офшорной компании, приблизительно по 41% ее акций принадлежало “Энергопрому” и акционерам “Суала” (остальное – у бывших миноритарных акционеров НЭЗа и ЧЭЗа).

В прошлом году Вексельберг с партнерами предложили Босову выкупить его долю в электродном бизнесе. Как рассказал “Ведомостям” представитель “Реновы” Андрей Шторх, сделка уже закрыта. Несколько источников, близких к сделке, утверждают, что около 41% акций в компании, владеющей акциями НовЭЗа, ЧЭЗа и НЭЗа, были проданы примерно за $130 млн. Второго марта и. о. гендиректора “Энергопром-менеджмента” был назначен Алексей Евгеньев, до этого руководивший “Ренова-Проектом”. Босов отказался от комментариев.

Партнером собственников “Суала” в проекте стал предприниматель Александр Волынский, сообщили источники, знакомые с деталями сделки. До 2002 г. он являлся вице-президентом “Реновы” и представлял интересы компании на НовЭЗе в период борьбы за контроль над предприятием.

Разрешения ФАС на сделку акционеры “Суала” не просили, ведь они покупали офшорную компанию. “Но эти три завода контролируют колоссальную долю рынка – не менее 90%”, – отмечает один из клиентов “Энергопрома”. Правда, он отмечает, что об угрозе монополии говорить не приходится. “Всегда можно найти альтернативных поставщиков, к примеру в Китае”, – считает он.

Не факт, что теперь “Суал” увеличит закупки российских электродов, все будет зависеть от цены и качества продукции, говорит аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. По его словам, свободных сырьевых активов на рынке не так много и акционеры “Суала” заключили успешную сделку, получив контроль над электродными заводами. Он не исключает, что в будущем “Суал” может выкупить акции электродных заводов.

У “Суала” было три канала поставок катодной продукции – ”Энергопром”, китайские и европейские поставщики, отношения с ними продолжатся, подтвердил представитель “Суала” Алексей Прохоров. Зато “Русал” закупает у “Энергопрома” 50% катодов, отмечает представитель компании Вера Курочкина. В “Русале” спокойно отнеслись к тому, что их конкуренты из “Суала” получили контроль над производством электродной продукции. “Русал” делает ставку на развитие собственной сырьевой базы, поэтому компания в прошлом году приобрела катодный завод в Китае”, – сказала Курочкина.

Алексей Евгеньев заявил, что “Энергопром-менеджмент” будет стремиться к расширению бизнеса как за счет запуска новых мощностей, так и за счет новых покупок.