ВЕКТОР


МТС подала заявку на участие в тендере, победителю которого достанется третья сотовая лицензия в Египте (см. статью на стр. Б8). Начальная стоимость лицензии – $430 млн, но она наверняка существенно вырастет: Египет – один из немногих крупных сотовых рынков (в стране проживает около 70 млн человек), где мобильными пользуется всего 17% населения и куда местные чиновники согласны допустить новых участников. Не факт, что МТС удастся отвоевать существенную долю рынка: даже выиграв конкурс, компания вряд ли сумеет запустить коммерчески дееспособную сеть раньше следующего года. А за это время уже работающие в стране операторы – Vodafone и Orascom – сделают максимум для того, чтобы компания, пришедшая на рынок третьей, уже не поднялась выше этого места. Совершая приобретения в регионах России и странах СНГ, МТС интересовалась исключительно компаниями, занимающими 1-е или в крайнем случае 2-е место на рынке. Но при выходе в страны дальнего зарубежья ей, скорее всего, придется поступиться этим принципом. Более или менее перспективных рынков, дающих новичку шанс вырваться в лидеры, на карте просто не осталось. И даже позиция № 2, как правило, стоит больших денег – это наглядно продемонстрировала неудачная попытка МТС посоревноваться с международными операторами за второго турецкого оператора Telsim. Но расстраиваться по этому поводу вряд ли стоит: опыт российского “Мегафона” показывает, что, даже занимая 3-е место на рынке, можно вести вполне успешный и прибыльный бизнес.

Сколько жить “Волге”

“Руспромавто” никак не может решить, выпускать ли ему на ГАЗе легковые автомобили, и если да, то какие. Еще в августе гендиректор компании Максим Авдеев обещал сосредоточиться на создании “новой русской машины” взамен “Волги”, которая может прожить еще лишь 5–6 лет. Но уже в декабре хозяин “Руспромавто” Олег Дерипаска объявил, что ГАЗ прекратит выпуск “Волг” и не будет разрабатывать собственную модель легкового автомобиля. А в минувшую субботу Авдеев сказал, что “Волга”, наоборот, будет развиваться. “Уход “Волги” с рынка на сегодня отменяется”, – цитирует Авдеева “Интерфакс”. По его словам, завод намерен модернизировать задний мост, коробку передач, дизайн и интерьер “Волги”. Впрочем, на одном фейслифтинге “Волга” далеко не уедет. В прошлом году, по данным “Авторевю”, продажи автомобиля снизились на треть – с 69 976 в 2004 г. до 47 203 автомобилей. Руководство ГАЗа уже и не мечтает о прежних достижениях. Председатель совета директоров завода Александр Юшкевич говорит, что в нынешнем году ГАЗ выпустит около 50 000 “Волг”. Конкурировать с иномарками разработанному еще в СССР автомобилю становится все сложнее. К тому же по цене (от $7500) “Волга” уже давно сравнялась с бюджетными иномарками. В ближайшие годы руководству ГАЗа, скорее всего, придется снять “Волгу” с конвейера. Но решение об этом, очевидно, связано с переговорами о партнерстве с зарубежными автоконцернами. Как только ГАЗ найдет альтернативу “Волге”, он сможет смело снимать ее с производства.

Лидерство – не главное