Рынок труда в Санкт-Петербурге: Престижное место


Осенью прошлого года бывший глава и совладелец ПСБ Владимир Коган занял должность директора строительства комплекса защитных сооружений (дамбы), а в последний рабочий день декабря получил назначение на пост заместителя руководителя Росстроя. Руководить достройкой дамбы был назначен Юрий Борисов, который до этого работал финансовым директором Кировского завода. Ряды чиновников пополнил также Валерий Гутовский, первый заместитель гендиректора компании “Петербургстрой-Сканска”. В середине февраля он занял должность директора ФГУ “Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” Федерального агентства по культуре и кинематографии. Одновременно гендиректор “Петербургстрой-Сканска” Виталий Вотолевский принял предложение возглавить дочернюю компанию РАО “РЖД” – “Желдорипотека”.

На госдолжностях предпринимателей ждут более масштабные задачи, нежели в бизнесе. Вотолевскому предстоит отвечать за строительство жилья для железнодорожников, в прошлом году “Желдорипотека” сдала около 2000 квартир площадью около 126 000 кв. м, а объемы строительства “Петербургстрой-Сканска” составили лишь около 37 000 кв. м. Гутовский в последние годы руководил строительством жилого комплекса “Новая Скандинавия” стоимостью примерно в $30 млн. Теперь ему предстоит курировать строительство второй сцены Мариинского театра стоимостью в 220 млн евро. А Коган, возглавлявший банк с активами около 140 млрд руб., после его продажи ВТБ перешел в ведомство с годовым бюджетом около 40 млрд руб.

А в зарплате новые чиновники скорее всего потеряли. Директор рекрутингового агентства Top Hunt International Ольга Чеботкова говорит, что средняя заработная плата топ-менеджера в Петербурге составляет $5000–10 000 в месяц. Не каждый чиновник, по ее словам, может рассчитывать на такие деньги.

Зарплата руководителя федерального агентства – $2500–3500 в месяц, говорит консультант одного из федеральных министерств.

“Вряд ли деньги являются мотивом для людей, идущих работать во власть, – говорит Чеботкова. – Назначение для них – своего рода проект, который позволит понять внутренний механизм работы госаппарата, повысить собственный статус и завести полезные связи”.

Гутовский говорит, что для него вопросы финансовой мотивации имеют наименьшее значение, поскольку доход от предпринимательской деятельности был “более чем достаточным”. Он утверждает, что согласился занять новую должность из профессионального интереса. Решающую роль сыграл тот факт, что дирекция курирует строительство второй сцены Мариинского театра. “Если бы не этот проект, я бы вряд ли согласился, – признается Гутовский. – До этого я строил жилье, и мне очень интересно поработать на принципиально новом объекте, тем более на таком ярком, инженерно сложном и важном во всех смыслах, в том числе политическом”.

Руководство государственной стройкой мало чем отличается от бизнеса, утверждает руководитель одной из крупных петербургских компаний, в прошлом чиновник Смольного. “Единственное отличие – в бизнесе ты рискуешь своими деньгами или средствами акционеров, а при бюджетных тратах спрос с исполнителей гораздо мягче”, – говорит он. Опыт работы в органах власти может вызвать уважение у партнеров по бизнесу, считает президент компании “Бекар” Александр Шарапов. С июля по декабрь 2004 г. он работал в управлении организации работы территориальных органов Росимущества.

Шарапов признает, что некоторые представители бизнеса идут работать чиновниками ради возможности лоббировать интересы своей компании. Однако не менее распространенной мотивацией, по его словам, является потребность применить свои знания в новом для себя деле. “У меня были честолюбивые планы, хотелось повлиять на развитие рынка недвижимости, сделать механизм работы власти более рыночным и эффективным”, – рассказывает он. Кроме того, хотелось получить новый опыт. “Я 12 лет управлял собственной компанией, у меня, например, раньше никогда не было начальника, и было интересно поработать на кого-либо”, – говорит Шарапов.

Однако вскоре Шарапов вернулся к своему бизнесу. По его словам, изнутри системы власти видно, что чиновники очень тщательно выверяют каждый свой шаг. Человеку с моим темпераментом сложно работать в системе, где одну-две идеи можно продвигать годами, резюмирует Шарапов.

Консультант компании Ward Howell International Борис Рохин поясняет, что “рыночные” менеджеры, выросшие в условиях, когда успех определялся исключительно их профессиональными качествами, редко чувствуют себя комфортно в органах госвласти. Поэтому при всем интересе к масштабности государственных задач довольно скоро большинство из них возвращается в конкурентный бизнес.