Рынок труда в Санкт-Петербурге: Триумф рекрутера


В прошлом году рынок рекрутинговых услуг в Петербурге увеличился на 25% по сравнению с 2004 г., считает руководитель отдела рекрутмента компании “Анкор” в Петербурге Оксана Почтивая. С этой оценкой согласна коммерческий директор EMG Professionals Анастасия Седых. При этом в EMG Professionals оборот и количество вакансий с апреля 2005 г. выросли в два раза, добавляет она. Руководитель петербургского офиса компании THI Selection Анна Сагайда говорит, что оборот ее компании вырос за год на 20–30%. Доходы сети офисов “Анкор” увеличились на 70%, рост доходов петербургского офиса в компании не комментируют. А агентство “Нео Стафф “, по словам заместителя гендиректора Ирины Федотовой, осталось на прежнем уровне доходов – одни клиенты появляются, другие уходят.

Чуркин утверждает, что рынок в течение последних двух-трех лет стабильно увеличивается на 20%.

В регионе появляются новые инвестпроекты, для их успешной реализации важны качественные решения в области человеческих ресурсов, поясняет управляющий партнер компании Boyden Юлия Никитина.

Наряду с западными компаниями, многие из которых традиционно прибегают к помощи рекрутеров, среди клиентов кадровых агентств становится все больше российских компаний. По словам Почтивой, за последние семь лет доля российских компаний выросла с 10% до 50% . Ту же тенденцию отмечает и Анна Сагайда: “Количество российских клиентов, раньше составлявшее лишь 20%, сейчас сравнялось с числом западных заказчиков”.

Найти нужного сотрудника становится все сложнее, объясняют участники рынка. Импортер фруктов JFC начал прибегать к услугам рекрутеров три года назад, когда потребовались специалисты, умеющие работать с сетевой розницей. А таких в 2002 г. на рынке было мало. “Когда на рынке дефицит, компании трудно найти специалиста самостоятельно. Поиск может продлиться очень долго, за это время рынок изменится”, – поясняет директор по персоналу JFC Анна Вахранева. По ее словам, сейчас компания закрывает через агентства около трети вакансий специалистов и менеджеров.

Рекрутинг незаменим, когда речь идет об уникальных специалистах, говорит Вахранева.

С ней согласна и директор по персоналу холдинга RBI Юлия Маевская. Из-за дефицита квалифицированного персонала работодателям, по ее словам, становится трудно найти подходящего специалиста на открытом рынке.

Кандидаты тоже все чаще ищут работу не напрямую, а через агентство. По словам Сагайды, посредничество рекрутеров особенно важно для топ-менеджеров. “Это престижно и говорит как о статусе компании, так и о статусе соискателя”, – поясняет она. Специалисты среднего уровня и выше предпочитают действовать через агентство, подтверждает Вахранева.

А служба персонала, передав ряд функций рекрутерам, может перейти от работы исключительно по найму-увольнению к развитию персонала (программам обучения, адаптации, мотивации, созданию кадрового резерва), добавляет она.

“Если мы сами будем вести поиск сотрудников, то будем действовать исключительно как рекрутинговое агентство и не останется времени на другую работу с персоналом”, – согласна Маевская.

Чуркин полагает, что рынок рекрутинга в Петербурге и дальше будет расти на 20–25% в год. Такой же прогноз дает Седых. “Рано или поздно все серьезные компании станут работать с рекрутерами, по крайней мере по вакансиям с жестким набором компетенций, – считает Елена Васильева, директор по маркетингу компании “Хайнц-Петросоюз”. – В этом случае процесс подбора персонала становится более технологичным и позволяет экономить время сотрудников”.