САЙТ ДНЯ: Обещания в банке


Иногда смотришь на какие-нибудь зарубежные интернет-проекты – полное впечатление, что их делали даже не иностранцы, а инопланетяне. Не в смысле технологии, нет, а по реализуемой идее. Есть такие, которые вряд ли могут быть реализованы у нас – слишком уж они непривычны. Среди таких и PledgeBank – чтобы открылась русская версия сайта, набирайте http://ru.pledgebank.com. Это банк обещаний, который придумал и реализовал глава благотворительной организации mySociety (www.mysociety.org) Том Штайнберг. Смысл его заключается в том, чтобы с его помощью люди могли сподвигнуть друг друга на какие-нибудь действия. То есть, перефразируя Ленина, Интернет как коллективный агитатор и организатор.

На первой странице вы увидите, как это выглядит, – чем-то похоже на ленту новостей. Обещания принимаются со всего света, но из России тут не густо, на момент написания этой заметки были два, да и то исполненных. Чтобы представить себе, какие планы строят люди, процитирую парочку. Вот Ребекка Хикок из США пообещала отправить сенаторам письмо с просьбой поддержки мирного урегулирования конфликта в северной Уганде, но только если такие же письма отошлют еще 20 человек, а вот британец Ричард собирается выстроить живую цепь вокруг Вестминстера, протестуя против запрета на демонстрации в непосредственной близости от дворца, но только если его поддержат еще 6000 людей. Легко заметить, что обещание обусловливается сторонней поддержкой – это ключевой момент проекта, который не ставит целью общественный контроль за выполнением обещаний, а вовлекает это самое общество в реализацию запланированного.

Если есть желание кого-то на что-то подбить, нужно на специальной странице составить обещание. Указываете его содержание и сохраняете, я вот пообещал переходить дорогу только на зеленый свет, но только если до 31 декабря 2006 г. к моим благим намерениям присоединятся еще 10 человек из России. И тут всплывает главная особенность: обещание помещается на отдельную страничку, но больше нигде на сайте не фигурирует. То есть люди, которые не знают о его существовании, его никогда в жизни не найдут. Это делается с целью стимулировать активность обещающих – им предлагается не только разослать ссылку, но и распечатать листовки (генерируются автоматически) или обойти знакомых. Мне вот повезло – у меня есть колонка в газете, можете поддержать мое начинание, присоединившись к нему по адресу http://gb.pledgebank.com/perehod.