США поддержали Путина


Подсчеты Росатома показывают, что к 2030 г. в мире будет построено не менее 300 энергоблоков. Стоимость водо-водяного реактора мощностью 1000 МВт составляет не менее $1 млрд. Промышленной технологией строительства реакторов на быстрых нейтронах, на которые делается акцент в GNEP, обладают только Россия и США, и они стоят в 1,5–2 раза дороже водо-водяных. Чиновник Росатома ожидает, что, если GNEP будет реализована, в мире будет построено “несколько десятков” таких реакторов.

Выступление министра энергетики США Сэмюэла Бодмана на вчерашнем брифинге, организованном московским центром Carnegie Endowment for International Peace, было посвящено отнюдь не высоким нефтяным ценам, но ядерной энергетике. По словам Бодмана, эта тема будет ключевой и на сегодняшней встрече министров энергетики стран “восьмерки”, которая пройдет с участием Владимира Путина. В начале февраля США выдвинули собственную инициативу развития ядерной энергетики в глобальном масштабе.

Члены ядерного клуба, уже создавшие собственные ядерные топливные циклы, будут поставлять топливо для АЭС другим государствам – участникам партнерства при условии последующего возврата топлива. Его американцы намерены использовать в реакторах на быстрых нейтронах. Сейчас реакторы на быстрых нейтронах используют плутоний – сырье для изготовления ядерного оружия, получаемое из отработанного ядерного топлива, но американцы рассчитывают создать новую технологию переработки ОЯТ.

Американская инициатива повторяет выдвинутую несколько ранее российскую, напоминает председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев. В декабре 2005 г. Москва для разрешения иранской ядерной проблемы предложила обогащать уран для иранских АЭС в России на специально созданном СП. А 25 января российский президент Владимир Путин предложил создать сеть международных центров по оказанию услуг в области ядерного топливного цикла. По словам Косачева, двусторонняя инициатива может реализовываться теперь “вне связи с иранской ситуацией”.