ГРОМКИЕ ИМЕНА: Офис без границ


Кеннет Олендорфф, генеральный директор группы Regus по региону Северной, Центральной и Восточной Европы, считает, что Москва является чрезвычайно привлекательной для деятельности компании, и говорит, что Regus строит планы на будущее с учетом развития бизнеса на ее территории. Проблема, с которой столкнулась Regus, – найти подходящее здание в нужном месте.

– Сеть Regus Group работает в 60 странах, но в Москву вы пришли сравнительно недавно. Чем это объясняется?

– Мы пришли в Россию в 1998 г. и начали работать в Санкт-Петербурге, где открылся наш первый бизнес-центр в офисном здании “Атриум”. А уже с 1999 г. мы работаем в Москве. Что касается вопроса, почему мы так долго думали, мне на него ответить трудно, так как я работаю в компании с 2000 г. Regus Group была создана Марком Диксоном всего лишь в 1989 г., и перед компанией открылось много регионов, на которых мы могли сосредоточить внимание. В частности, это Лондон и другие европейские столицы. Кстати, в 1999 г. Марк Диксон был признан “предпринимателем года” в Великобритании. Хотя, на мой взгляд, в Россию мы попали довольно быстро. Не забывайте о том, что сегодня мы очень крупная компания, а в начале 90-х гг. прошлого столетия она такой не была. Когда мы уже работали в России, в 2000 г., акции Regus стали котироваться на Лондонской фондовой бирже, в 2001 г. наша фирма приобрела Stratis – американскую франчайзинговую сеть офисных центров, а в 2004 г. – крупнейшую американскую сеть офисных центров HQ Global Workplaces. Сделка обошлась компании в $545 млн. Сейчас наибольшее количество бизнес-центров компании сосредоточено в США и Великобритании. В ряде стран, таких как Аргентина, Австрия, Венгрия, Египет, Сингапур, Япония и др., мы открыли свои офисные центры только в столицах.

– Как вам удается преодолевать административные барьеры в таких странах, как Россия?

– У нас очень хорошие отношения с российскими властями. И у нас не было фактически никаких проблем в вашей стране. В штате Regus Group есть финансовый директор, работает компетентная юридическая служба, которая решает все эти вопросы. Конечно же, есть большая разница во временных затратах на работу с властями в зависимости от того, в какой стране мы открываем бизнес. Но еще раз повторю: в России у нас не возникло проблем.

– По сравнению с другими столицами, где Regus Group имеет бизнес-центры, как вы оцениваете свою работу в России?

– Со всей скромностью могу сказать, что мы очень успешно работаем на российском рынке как по сравнению с европейскими рынками, так и с другими.

– Есть ли какие-то цифры, которые иллюстрируют финансовые показатели?

– Мы листинговая, публичная компания, поэтому на данный момент не имеем права, обосновывая наши утверждения, приводить финансовые показатели. Все цифры за 2004 г. опубликованы на сайте компании, и примерно через месяц появятся показатели 2005 г. Если привести общие данные прошлых лет, то в 2003 г. оборот компании составил $305 млн, а в 2004 г. – $545 млн.

– Сложно было подобрать офисы в Москве, учитывая дефицит качественных помещений?

– Действительно, главной проблемой было найти помещение в нужное время в нужном месте. Когда нам это удалось (речь идет об открытии бизнес-центра Regus в офисной части Смоленского пассажа), Москва сразу попала в разряд самых успешных для нас рынков.

– Какие критерии для вас являются главными при выборе помещений в Москве?

– У нас нет различий в критериях, они общие для всех стран и городов, где мы работаем. Мы подбираем помещения в центральных, деловых районах города. Обязательное условие – это должно быть офисное здание класса А. В Москве у нас действуют бизнес-центры площадью от 2800 до 9000 кв. м. Что касается новых объектов, то мы бы хотели подобрать помещение от 2500 до 5000 кв. м.

– Техническое оснащение офисных зданий в Москве соответствует мировым?

– Московские офисы ничуть не уступают другим, они превосходно оборудованы и никаких отличий нет. Что касается коммуникационных технологий, то и здесь все так же хорошо, как в Лондоне, Нью-Йорке или Париже.

– Ваша компания предоставляет широкий перечень услуг, включая меблированные и оборудованные помещения для среднего и малого бизнеса, конференц-залы, помещения для работы с конфиденциальной информацией, а также “виртуальный офис”. Что касается последней программы, то по ее условиям персонал Regus может отвечать на телефонные звонки от имени компании-клиента, переадресовывать ему звонки, конфиденциально принимать и пересылать входящую корреспонденцию и факсы, т. е. создавать видимость активной деятельности в офисе, хотя на самом деле, возможно, там ничего не происходит. Поэтому виртуальный офис может вызвать интерес у компаний с не совсем легальной деятельностью, или, как их называют в России, компаний-однодневок. Отвечаете ли вы за деятельность своих виртуальных арендаторов и как вы поступаете, в случае если оказывается, что деятельность арендатора противоречит закону?

– В 2005 г. мы предоставили офисные помещения 14 000 различных компаний и, естественно, каждый год имеем дело с новыми клиентами. Но мы сталкиваемся с компаниями, которые имеют недобросовестные намерения, исключительно редко. Мы работаем с недвижимостью самого высокого класса, и, как показал опыт, в такие офисы клиенты с такими намерениями приходят очень редко. Они идут в другие места, где, к примеру, можно расплачиваться наличными. Но мы не исключаем, что такое может произойти. Правда, в России нельзя зарегистрировать бизнес по адресу виртуального офиса. Все компании имеют юридические адреса, по которым им и могут быть предъявлены какие-то претензии. А когда подобное происходит за границей, мы прекращаем предоставление всех услуг этому клиенту и закрываем его офис незамедлительно.

– В числе арендаторов помещений в бизнес-центрах Москвы преобладают российские или международные компании?

– Пока больше международных компаний. Но нас радует, что растет число российских бизнесменов, которые выбирают высокотехнологичные офисы.

– Скажите, есть ли какая-то предельная сумма, которую вы готовы потратить на какой-то конкретный офис? Возможно такое, что вы найдете подходящее помещение, но компании оно окажется не по карману?

– Конечно. Мы поступаем так: сначала рассматриваем здание, расположенное в нужном месте, и получаем его котировку (т. е. оценку его характеристик и классности. – “Ведомости”), потом составляем бюджет. На этот момент мы уже знаем, какую сумму готовы нам заплатить клиенты. Если цифры не сходятся, то сделка не состоится. Но то, что кажется дорогим, например, в Копенгагене, может таким не являться в Москве, и наоборот.

– Как на фоне других зарубежных столиц мира выглядит Москва в плане платежеспособности арендаторов?

– Рыночные механизмы в Москве сходны с действующими повсюду. Дело в том, что и Россия в целом, и Москва в частности – огромный рынок. И если компания хочет выйти на этот рынок, надо платить за все столько, сколько это стоит.

– Как на фоне других арендодателей выглядят ваши расценки? И собираетесь ли вы пересматривать свои цены в будущем?

– Они особо не отличаются от тех расходов, которые понесет арендатор в других компаниях. Цены мы назначаем из расчета того, какие мы должны предоставить услуги, которые будут соответствовать потребностям клиентов. То есть самого высокого качества и, естественно, по конкурентоспособным расценкам. Мы предоставляем клиентам полностью оборудованные офисы, и расчеты между нами построены не по системе арендных ставок за 1 кв. м, а в целом за помещение. Все зависит от того, где располагается офис, какой пакет услуг заказывает клиент... В целом это соответствует рыночным ставкам на офисы класса А. Что же касается наших планов на будущее, то отвечу так: есть общий рынок бизнес-центров, на котором уже сложились цены. Если они будут расти, то Regus тоже повысит цены.

– В Смоленском пассаже вы уже работаете больше пяти лет. На момент вашего прихода в офисно-торговый комплекс и на сегодня ваши цены сильно отличаются?

– Да. Наши цены отражают уровень инфляции. Что касается Смоленского пассажа, то мы очень им гордимся. Это один из самых крупных бизнес-центров всей сети Regus Group. Мы недавно проводили в нем конференцию, в которой участвовали 850 менеджеров нашей компании, работающих во всем мире. Всего же штат наших сотрудников – около 4000 человек. Хочу отметить, что бизнес-центр в Смоленском пассаже получил звание лучшего из 750 офисных центров нашей сети.

– Как вы строите отношения с компаниями-арендаторами?

– В процессе переговоров мы уточняем весь объем услуг, который хочет получить клиент, в том числе площадь помещения. Если мы располагаем таким ресурсом, заключается договор. Кстати, если клиент готов профинансировать сделку и при нем есть кредитная карта, то после подписания договора он может занять свой офис в течение часа. Срок аренды помещения может длиться от считанных часов до нескольких лет. Дело в том, что при открытии своего бизнес-центра на территории любого офисного комплекса в любой стране мира мы арендуем площади на срок не менее пяти лет.

– Как вы оцениваете развитие офисного рынка в России и других странах Европы?

– Москва – это очень большой и динамично развивающийся рынок офисных площадей. Здесь очень большой спрос на высококлассные помещения. И каждый проект по созданию бизнес-центра класса А имеет большой шанс быть полностью сданным арендаторам либо на стадии строительства, либо вскоре после его ввода. Для нас это определенного рода сложность и проблема. Хотя я вижу, что в Москве развивается коммерческая недвижимость – как офисы, так и помещения для торговли. Мы видим огромный потенциал для роста офисного сегмента, но хочу подчеркнуть, что Regus не развивает рынок, мы следуем за ним.

В Северной и Центральной Европе ситуация складывается совершенно по-другому. Там наблюдается некая рецессия, и в связи с этим свободных офисных помещений класса А и ниже очень много. Рынок офисных площадей очень отличается от страны к стране. Но даже в границах одного города ситуация может быть разной. К примеру, в Стокгольме, где обеспеченность офисами высока, есть один район, который очень связан с деятельностью IT-компаний, такой своего рода вариант Силиконовой долины. После 11 сентября 2000 г., когда случился кризис IT-индустрии, в этом районе освободилось 30% офисных площадей. С другой стороны, в центральной части города, где сосредоточен консультационный бизнес и где работают компании финансового профиля, свободными оказалось только 7% площадей. Расстояние между этими офисными зонами – всего 15 км. В целом же в Европе не так много городов, где ситуация с качественными офисами такая же, как в Москве. Я могу назвать только Дублин в Ирландии.

– Значит, работать в странах Северной и Центральной Европы вам гораздо проще?

– Проще найти подходящее помещение, но не кадры. Потому что люди, которые с нами работают в Москве, очень, очень профессиональны. Признаюсь, мы были даже удивлены, что нам удалось подобрать такую сильную команду. Все сотрудники наших московских подразделений русские, здесь нет ни одного гражданина другой страны.

– Есть ли планы расширения в рамках российской столицы?

– Бизнес-центры Regus действуют уже в трех столичных офисных комплексах. Кроме Смоленского пассажа в 2005 г. мы открыли бизнес-центр в “Капитал Плаза”, а в феврале 2006 г. – в “Аврора Бизнес-парк”. И у нас есть полномасштабный план развития сети в Москве. На данный момент мы нашли более 25 мест, где мы хотели бы обозначить присутствие. Правда, наш опыт работы в Москве, да и в любом другом городе, показывает, что когда у нас есть 25 потенциальных мест, то в действительности это выливается в 4–5, а то и в 2–5 реальных адресов.

– Но у вас уже есть три адреса? Речь идет о каких-то привлекательных местах или уже существующих или строящихся бизнес-центрах?

– Нет, я говорю о новых объектах. Сейчас в Москве есть большая стройка под названием “Сити”, и ясно, что такая большая компания, как Regus, должна внимательно отслеживать все события на офисном рынке вашего города. Мы рассматриваем этот объект для открытия бизнес-центра с большим интересом. Исследования, проводимые нашей компанией, показали, что наибольшим успехом пользуются площади в зданиях, расположенных на Садовом кольце или вблизи него. У нас нет ограничений по районам. Для нас главное – интерес потенциального клиента. То, что мы увидели в Европе, показывает, что растет спрос, бизнес-парки возникают за пределами города. И это произойдет и с Москвой, точнее, уже происходит. Например, построен бизнес-центр высокого класса “Крылатские Холмы”, и, я думаю, этим не ограничится.

– А вы бы хотели открыть свой бизнес-центр в “Крылатских Холмах”?

– Нет. “Крылатские Холмы” уже на 100% заполнен, и, кроме того, он не соответствует нашим требованиям по месту расположения.

– Собирается ли Regus выходить в российские регионы кроме Санкт-Петербурга и какие города попадают в зону вашего интереса?

– Да. Но я пока не могу их назвать. Причина в том, что в настоящий момент у нас только работает, так сказать, поисковая группа, которая изучает различные районы и города России. Речь идет о городах-миллионниках. В будущем я собираюсь получить от них отчет, и на основании него мы и будем действовать.

– Представляют ли интерес для компании столицы других государств бывшего СНГ и планируете ли вы открывать там свои бизнес-центры?

– Да. У нас уже есть бизнес-центр в Киеве, и мы рассматриваем Украину в качестве страны, где возможно расширение нашей деятельности. Мы также изучаем другие государства на предмет открытия там бизнеса, но конкретное решение пока не принято.

– Есть ли у Regus Group серьезные конкуренты в Северной и Центральной Европе и в России?

– У нас нет общеевропейского конкурента, но часть небольших компаний в Стокгольме, Мюнхене и Копенгагене с нами все же конкурируют.

– Как вы оцениваете их потенциал?

– Некоторые из наших конкурентов очень хорошо работают. Такие бизнес-центры есть и в Москве, но их деятельность базируется на другой модели. В московских бизнес-центрах класса А практически невозможно арендовать офис на срок меньше года, у нас же нет временных ограничений. Продукт “офисные помещения” включает разные конфигурации помещений. Есть отдельный небольшой офис, другой вариант – офис для размещения целого подразделения, третий – временный офис. Клиенты нашей компании получают доступ к сети конференц-залов международного уровня. Сейчас в распоряжении компании более 3700 помещений для проведения встреч и переговоров. У нас есть и такое предложение: приобретая именную Regus Network Access Card, клиент получает возможность поработать в любом из 750 бизнес-центров сети Regus.