Керимов в рознице


О том, что “Нафта-Москва” в конце прошлого года приобрела около 50% группы “Меркадо”, “Ведомостям” рассказал менеджер московской сети супермаркетов, интересовавшийся покупкой магазинов “Меркадо”. Гурам Курдеванидзе, считавшийся основным владельцем сети, отказался комментировать сделку с “Нафтой”. Зато источник, близкий к руководству Мосстройэкономбанка (принадлежит структурам Керимова), подтвердил, что “Нафта-Москва” получила контроль над сетью “Меркадо”.

По данным “СПАРК-Интерфакс”, владельцем 25% ООО “Торговая фирма “Диета № 38” (входит в группу “Меркадо”; гендиректор – Гурам Курдеванидзе) является фирма ООО “Квота-К”, относящаяся к структурам Керимова. Например, “Квоте-К” принадлежит 24,31% ЗАО “АКБ “Мосстройэкономбанк”.

По мнению Дмитрия Потапенко, бывшего управляющего сети “Пятерочка”, совладельца сетей “Гастрономчик” и “Миллениум”, работающих на Юге России, все магазины “Меркадо” находятся в собственности одноименной группы. Их совокупная торговая площадь может достигать 20 000–25 000 кв. м, а прошлогодняя выручка – более $100 млн, считает Потапенко. А глава столичной девелоперской компании предполагает, что только недвижимость “Меркадо” может стоить от $70 млн. Руководитель департамента развития, слияний и поглощений сети “Патэрсон” Николай Габышев оценил оборот восьми магазинов “Меркадо” в $40 млн в год, а стоимость розничного бизнеса – в $15–20 млн.

Участник рынка, знакомый с планами “Меркадо”, говорит, что до конца этого года сеть планирует увеличить число магазинов до 16–18, а оборот – до $80 млн.

В начале года стало известно, что “Нафта-Москва” будет работать как фонд прямых инвестиций, а главной целью нового председателя совета директоров компании Аллена Вайна (несколько лет возглавлял представительство инвестбанка Merrill Lynch в России и СНГ) станет привлечение средств западных инвесторов. Такие же фонды прямых инвестиций с привлечением западного капитала принадлежат многим соседям Керимова по списку Forbes, например Михаилу Фридману (“Альфа-групп”), Виктору Вексельбергу (“Ренова”), Владимиру Потанину (“Интеррос”) и др. Эти бизнесмены давно заинтересовались розничной торговлей: Фридман контролирует одну из крупнейших продуктовых сетей “Перекресток”, Вексельберг – совладелец ГК “Люкс-Холдинг”, торгующей предметами роскоши, а Потанин в этом году должен получить пакет акций в ОАО “Московский дом книги”, создаваемом на базе сети книжных магазинов.

“Меркадо”, хотя и намного скромнее по масштабам, чем “Перекресток”, – выгодное приобретение. Небольшие московские сети, такие как “Остров” (10 магазинов), “Ням-Ням” (девять), “Гастромир” (шесть), “Алые паруса” (два) и др., находятся под пристальным вниманием розничных лидеров, готовых платить за присоединение сразу нескольких магазинов со сформированным покупательским потоком, говорит Николай Габышев из “Патэрсона”. “Финансовые и административные возможности таких инвесторов, как “Нафта”, позволяют значительно увеличить стоимость приобретенной сети, – говорит он. – Фонды прямых инвестиций, вкладывающие средства в розницу, рассчитывают сейчас на 30–40% годовых”.