Организованная группа депутатов


По словам помощника прокурора области Галины Малюты, дело о получении взяток депутатами Тверской гордумы возбуждено 13 марта. 15-го в гордуме прошли обыски, а на следующий день Центральный районный суд Твери санкционировал арест спикера думы Виктора Почтарева (“Единая Россия”) и независимых депутатов Константина Турыгина и Алексея Куликова. Ходатайство об аресте еще одного депутата, Алексея Жгутова, осталось не удовлетворено, законодатель лежит в больнице. В кабинетах парламентариев следователи произвели выемку документов. На суде представители прокуратуры уточнили, что подозревают Почтарева и коллег в получении взятки организованной группой (ст. 290 ч. 4 УК).

Источник, близкий к следствию, пояснил, что прокуратура изъяла документы о решениях гордумы по нескольким эпизодам, в том числе по присоединению МУП “Водоканал” к “Росводоканалу”. Депутат гордумы Сергей Жирков (СПС) полагает, что обвинения связаны с передачей “Водоканала” в аренду на 11 месяцев в совместное пользование горадминистрации и “Росводоканалу”. После передачи было создано ООО “Тверьводоканал” в доле с городскими властями, а в отношении МУП инициирована процедура банкротства, хотя “Водоканал” приносил порядка 30 млн руб. в год. “В прокуратуре полагают, что депутаты пролоббировали для “Росводоканала” выгодные условия передачи предприятия в аренду, ведь в полномочия депутатов входили поправки соглашения о сдаче объекта”, – предполагает он.

Источник в прокуратуре добавляет, что депутаты подозреваются в получении взятки от коммунальщиков и городского малого бизнеса. В ноябре прошлого года гордума повысила тарифы на ЖКХ и снизила выгодный для городских коммерческих предприятий коэффициент по налогу на вмененный доход с 0,8 до 0,1. Теплоснабжением города занимается компания “Тверские коммунальные системы” (ТКС). Пресс-секретарь ЗАО “КЭС” (одного из основных акционеров ТКС) Надежда Рукина подтвердила, что управляющего директора ТКС Романа Боева на прошлой неделе вызывали в прокуратуру в качестве свидетеля по делу против депутатов, но претензий ему предъявлено не было. Пресс-секретарь администрации Тверской области Андрей Иванов отрицает причастность областной администрации к произошедшему, называя истории “весьма печальными” и дискредитирующими не только муниципальных начальников, но и власть в области.

Это не первые аресты в области по подозрению в коррупции. Прошлой осенью заместителя мэра Твери Олега Кудряшова обвинили в превышении полномочий по неправомерному обременению предпринимателей, заключавших договоры с мэрией, а мэра Олега Лебедева отстранили от должности за противодействие следствию. Экс-губернатор области Владимир Платов в ноябре 2005 г. был приговорен к пяти годам колонии по уголовному делу о хищении.

Один из депутатов гордумы на условиях анонимности признался “Ведомостям”, что в думе даже есть негласные расценки за поправки – от $200 до $60 000. “Гордума уже давно недееспособный орган власти, где процветает коррупция и действует несколько группировок элит, а единственная фракция гордумы, “Единая Россия”, конфликтует с региональной организацией”, – объясняет Ростислав Туровский из Института региональной политики. Подобных разоблачений по принятым законам за взятки эксперты не припомнят. Сергей Сиваев из Института экономики города называет тверскую историю “имеющей не только экзотический, но и анекдотический характер”.