Израильтяне сделают сами


О том, что в 2007 г. Fishman Group откроет в России магазины своей DIY-сети Home Center, “Ведомостям” рассказал гендиректор “Хоум Центра”, дочерней компании группы, Игорь Марьяш. А председатель совета директоров “Хоум Центра” Ахарон Мейдан уточнил, что первый магазин может открыться даже раньше – в октябре этого года в Москве. Второй Home Center, по его словам, может открыться в конце 2006 – начале 2007 г. в Ярославле, где Fishman участвует в строительстве торгового центра.

Во вчерашнем заявлении “Хоум Центра” говорится, что ТЦ в Ярославле строится совместно с Газпромбанком. В банке вчера отказались комментировать свои девелоперские проекты. Зато о совместном проекте израильтян и банка знает Максим Гасиев, директор департамента торговой недвижимости Colliers International. По данным Марьяша, первая очередь ярославского ТЦ составит около 40 000 кв. м, ее откроют в феврале-марте 2007 г. Соседями станут продуктовый Real и магазин бытовой техники “Эльдорадо”.

Арендодатель “Хоум Центра” в Москве – компания “Рамэнка” – подтвердил договоренности с израильской сетью. По словам пресс-секретаря “Рамэнки” Елены Скальской, “Хоум Центр” будет арендовать часть площадей в торгцентре “Рамстор” (всего 130 000 кв. м), который сейчас возводится недалеко от станции метро “Университет”.

В течение пяти лет “Хоум Центр” рассчитывает открыть 15 магазинов в 15 крупнейших городах РФ. По собственным данным, компания располагает площадками под строительство в Санкт-Петербурге, Саратове и Нижнем Новгороде. Площадь магазинов будет составлять 6500–10 000 кв. м, ассортимент – более 30 000 наименований.

По мнению Гасиева из Colliers International, стоимость строительства гипермаркета-DIY обычно обходится в $500 на 1 кв. м, “если это коробка без изысков”. Аренда 10 000 кв. м в торгцентре может стоить до $150–200 за 1 кв. м в год. “Оба варианта окупаются достаточно быстро – я слышал, что выручка у ритейлоров, специализирующихся на товарах для дома, достигает $4000–5000 с 1 кв. м в год”, – говорит эксперт.

Весь рынок DIY (товары для обустройства домашнего интерьера, ремонта, садоводства и т. п.) в России оценивается примерно в $7 млрд, предполагает Марьяш. На сетевую торговлю приходится не более 15%. В отличие от прочих секторов российской розницы в торговлю товарами для дома иностранные операторы идут весьма охотно. До прошлого года самые амбициозные планы на этом рынке были именно у иностранцев: британская Kingfisher объявляла о планах до 2014 г. открыть 60 гипермаркетов Castorama, немецкая Obi – до 2008 г. 15 одноименных гипермаркетов, финская Kesko – до 2008 г. расширить приобретенную сеть “Строймастер” с пяти магазинов до 10–13 и т. д. Но постепенно в сегменте DIY появляются амбициозные российские игроки, такие как питерская сеть “Санта Хаус”, которая в конце прошлого года открыла первый гипермаркет, в течение пяти лет собирается вырасти до 24 магазинов, а за 10 лет – до 150. Чуть скромнее новая сеть “Наш дом” – ее первый магазин открылся в Москве в марте, но до конца 2007 г. планируется довести число гипермаркетов до 10.