У оппозиции не хватает аргументов


По результатам обработки 100% избирательных бюллетеней Лукашенко получил 82,6% голосов, единый оппозиционный кандидат от Конгресса демократических сил Белоруссии Александр Милинкевич – 6%, лидер Либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Гайдукевич – 3,5%, кандидат от белорусской социал-демократической партии “Грамада” Александр Козулин – 2,3%. На вчерашнем митинге в центре Минска руководитель избирательного штаба Милинкевича, лидер Партии коммунистов Белоруссии Сергей Калякин, ссылаясь на данные exit-polls российского социологического центра Юрия Левады, заявил, что Милинкевич набрал 30% голосов, а Лукашенко недотянул до 50% и, таким образом, не победил в первом туре. Однако представители центра Левады вчера заявили, что центр не проводил exit-polls на выборах президента Белоруссии. “Я не знаю, что их заставляет говорить это, – заявил вчера “Ведомостям” Калякин, – мы получали их материалы вчера и даже сегодня утром”.

Замдиректора центра Левады Алексей Гражданкин пояснил “Ведомостям”, что exit-polls в Белоруссии его службой не проводились, но была предпринята попытка провести телефонный опрос. Опрос не удался, поскольку около 30% респондентов отказались отвечать на вопросы, говорит Гражданкин. Поэтому руководство центра решило не публиковать полученные данные, но ознакомило с ними белорусских коллег. Гражданкин предполагает, что данные exit-polls, объявленные Калякиным, – это результаты телефонного опроса, скорректированные в пользу Милинкевича с учетом 30% отказавшихся отвечать. Однако лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько заявил “Ведомостям”, что “данные получены остатками разгромленных белорусских независимых социологических центров при поддержке российских коллег”, которых он назвать отказался.

До выборов представители оппозиции заявляли, что важнее всего для них не объявленные ЦИК итоги голосования, а размах последующих акций протеста. По их мнению, проведение крупных митингов помогло бы преодолеть страх и апатию в белорусском обществе, а возможные силовые действия властей “делегитимизировали” бы режим Лукашенко. На митинге оппозиции в воскресенье никаких эксцессов не произошло, а оценки его масштабов противоречивы. “Интерфакс” со ссылкой на правоохранительные органы Белоруссии сообщает, что максимальное число собравшихся составляло 9000, включая журналистов, прохожих и милиционеров, а без них – 3000 человек. Однако Лебедько заявил, что акция по своим масштабам “превзошла самые смелые ожидания”, а число митингующих достигло 30 000 человек. Калякин оценивает число участников в 25 000, рядовой участник митинга заявил “Ведомостям”, что на площади было 12 000–15 000 человек.

Прошедший митинг был самым массовым выступлением оппозиции с середины 1990-х гг. Однако Калякин признает, что “число участников митинга было недостаточным, чтобы власть нас услышала”, а потому по-прежнему необходимо преодолевать безразличие населения страны. Новый митинг был намечен на вчерашний вечер, причем массовые акции предполагается продолжать и далее, говорит Лебедько. Однако директор белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований Олег Манаев не ожидает, что число их участников резко возрастет.