“ТрансГрупп” довезет в “Шереметьево”


Государственное “Шереметьево” почти два года искало инвестора, готового построить железную дорогу до его терминалов. Бывший крупнейший аэропорт страны остался единственным в Москве лишенным железнодорожного сообщения. Специальные электрички до “Домодедово” начали ходить в 2002 г., до “Внуково” – в 2005 г. Проект железнодорожной ветки до “Шереметьево” был готов еще в 1999 г., но РЖД и аэропорт никак не могли договориться о маршруте и финансировании дороги. Отчаявшись, аэропорт в 2004 г. организовал специальные электрички-экспресс от Савеловского вокзала до подмосковной Лобни, а дальше пассажиров везут на автобусах. А в прошлом году поиск инвесторов для строительства дороги в “Шереметьево” начал “Аэроэкспресс”.

По плану “Шереметьево” в аэропорт нужно протянуть 7-километровую ветку от платформы Шереметьевская (севернее Лобни). Стройка должна начаться уже этим летом и закончиться до конца 2007 г. Примерная стоимость всего проекта – 3,7 млрд руб., которые должны вернуться инвестору за семь лет за счет продажи билетов на новые электрички. Заявки от инвесторов “Аэроэкспресс” принимал до 16 марта, а итоги тендера стали известны вчера вечером. Конкуренцию победившей фирме “Дельта-Транс-Инвест” (входит в “ТрансГрупп АС”) составляла “дочка” “Трансмашхолдинга” – Объединенная вагоностроительная компания ТМХ, рассказывают гендиректор “Аэроэкспресса” Владимир Петров и гендиректор “Шереметьево” Михаил Василенко. По словам Петрова, “ТрансГрупп” предложила “лучшее финансирование на лучших условиях”. Вчера Ликсутов воздержался от комментариев , заметив, что с его компанией “никаких документов по проекту не подписано”. Не стали комментировать итоги тендера и в “Трансмашхолдинге”.

Обязательств у нового инвестора будет немало. Как следует из конкурсной документации, размещенной на сайте “Шереметьево”, за долю в “Аэроэкспрессе” инвестор должен полностью финансировать проект – от строительства ветки до покупки шести электричек. Вклад “Шереметьево” за оставшиеся 26% в “Аэроэкспрессе” – это права на земельные участки, по которым пройдет ветка, говорит Петров.

“ТрансГрупп” еще в прошлом году интересовалась веткой “Шереметьево”. В 2004 г. она запустила первый частный поезд “Москва – Калуга” и искала возможности расширить этот бизнес. Эти планы одобряли и в РЖД, но дорога для “Шереметьево” интересовала и саму железнодорожную монополию. В проекте инвестпрограммы РЖД на этот год даже резервировалось 1,9 млрд руб. на эту стройку.

Вчера представители РЖД наотрез отказались комментировать эту тему. А директор департамента ФБК Игорь Николаев полагает, что у “ТрансГрупп” могут возникнуть проблемы с монополией: “РЖД еще должна согласовать маршрут ветки; если бы выиграл “Трансмашхолдинг”, проблем с этим согласованием было бы меньше”. В России уже есть частные ветки, напоминает чиновник Минтранса: например, 160 км железной дороги, построенные “Суалом” за $100 млн в Коми, или пассажирская ветка в Ейске Краснодарского края, которую местные власти продали в счет достройки частной компании “Вера”. “А проект “Шереметьево”, где совет директоров возглавляет глава Минтранса Игорь Левитин, тем более может рассчитывать на поддержку министерства”, – добавляет чиновник. Петров же надеется, что РЖД все же найдет способ участвовать в проекте.