Играйте вместе с рынком


Если ваши близкие не являются страстными баскетбольными болельщиками, ваше сидение у телевизора может не самым лучшим образом сказаться на семейном климате. Зато, вполне возможно, вы начнете чуть-чуть лучше разбираться в климате инвестиционном. Внимательный наблюдатель может найти интригующие параллели между баскетбольными коллизиями и ошибками рядовых инвесторов.

Исследователи выделяют три аспекта, в которых наблюдения за баскетболистами могут помочь глубже проникнуть в суть инвестиционного процесса.

Сохраняйте спокойствие

Вы наверняка часто видите рекламу о сногсшибательных результатах того или иного инвестфонда, нередко слышите или читаете в газетах, как аналитики расхваливают горячие акции. Это что! Послушайте-ка лучше баскетбольных комментаторов.

Если кто-то из игроков набирает для команды много очков, а, скажем, три последних его броска были идеально точны, вы, скорее всего, услышите из комментаторской будки возгласы типа “у него идет игра” и “мяч у него сам ложится в корзину”. Тут же следуют рассуждения о том, что товарищам по команде надо как можно больше играть на этого баскетболиста, чтобы он, раз у него идет игра, забивал и забивал.

Аналитики, однако, скажут вам, что возлагать дополнительные надежды на удачливого игрока не стоит. Со статистической точки зрения, не так уж низка вероятность того, что его броски три или даже четыре раза подряд достигнут цели (или, возвращаясь к инвестиционной тематике, что управляющий в течение нескольких лет подряд сможет обыгрывать рынок). Если вы со своими друзьями будете по 20 раз подбрасывать монетку, у многих она может выпасть орлом или решкой четыре раза подряд. Между тем в реальности с каждым новым броском (ударом, голом) вероятность удачного повторения становится все меньше. В 1985 г. в журнале “Познавательная психология” было опубликовано исследование, основанное на анализе игры в сезоне 1980–1981 гг. команды Philadelphia 76ers, за которую выступал легендарный американский баскетболист Джулиус Ирвинг – один из 50 самых великих игроков в истории NBA. Авторы исследования обнаружили, что, вопреки общепринятому мнению, вероятность того, что игрок снова забросит мяч, была несколько ниже после каждого удачного броска. “Управляющие фондами могут выглядеть так, будто у них мяч сам ложится в корзину, – говорит профессор психологии Cornell University Томас Гилович, один из авторов того исследования. – Но, переводя свои деньги из фонда, показывающего более скромные результаты, в такой горячий фонд, вы рискуете. Данные о доходности за прошлые годы не очень хорошее руководство к действию”.

Это подтверждает исследование аналитической фирмы Morningstar, которая проанализировала доходы американских фондов акций 10 категорий за год, три и пять лет на протяжении 1992–2001 гг. Выяснилось, что лишь треть фондов-лидеров по доходам за год, смогли повторить свой успех в течение следующего года. А лучшие по итогам трех и пяти лет впоследствии удерживались в числе лидеров еще реже – менее чем в 20% случаев.

Почему же люди делают далеко идущие выводы на основании весьма скудных данных? Частично это объясняется нашей психологией. Если мы убеждены, что можем выбрать акции или фонды, которые покажут наилучшие результаты, или что у баскетболиста “пошла игра”, мы найдем этому необходимые доказательства. “Мозг ищет образец, модель, – говорит Мейр Стэтман, профессор финансов из Santa Clara University. – И как только вы решили, что видите перед собой такой образец, вы будете искать доказательства своей правоты и отвергать как случайность факты, вступающие в противоречие”.

Не ждите слишком многого

Если выявить превосходство одних управляющих над другими достаточно сложно, то в баскетболе все гораздо понятнее: есть команды, которые постоянно занимают первые строчки в турнирной таблице, и есть те, что очевидно уступают им по классу игры. Но как часто команде, которая проигрывает в первой половине встречи, удается выйти победителем? Аллан Рот, финансовый консультант из компании Wealth Logic, часто задает этот вопрос своим слушателям. Обычно люди оценивают шансы такой команды в 30–60%, говорит он.

На самом деле они гораздо ниже. Рот проанализировал более 3300 матчей, сыгранных командами американских колледжей в ноябре – январе, и обнаружил, что проигрывающим командам удается переломить ход встречи и победить менее чем в 20% случаев. Почему же люди думают, что шансы столь высоки? Во-первых, им свойственно верить в удачу. Переиграть рынок порой сложно и профессиональному управляющему, что уж говорить о рядовом инвесторе. Но нам нравится думать, что мы можем добиться успеха несмотря ни на что и выйти победителями, говорит Рот.

Во-вторых, матчи, когда проигрывающей команде удалось вырвать победу у противника, привлекают наибольшее внимание СМИ и, соответственно, болельщиков, поэтому они и остаются в нашей памяти. “То же самое с горячими фондами и удачливыми управляющими, – говорит Рот. – Поскольку инвесторы слышат только о победителях, они думают, что переиграть рынок ничего не стоит”.

Не бойтесь рисковать

Инвесторы не просто не любят терять деньги, им ненавистна даже сама мысль о возможном проигрыше – как и тренерам баскетбольных команд. Подобные чувства порой заставляют и тех и других действовать иррационально.

Предположим, команда проигрывает два очка и у нее остается время на один бросок. Какую задачу ставит тренер игрокам? Вероятность сыграть наверняка и забить двухочковый бросок выше – скажем, 50%; так можно перевести игру в овертайм. Вероятность забить трехочковый и завершить встречу победой – 33%. Казалось бы, все ясно.

Однако рациональным решением будет попытка заработать именно три очка. Если команда сведет матч вничью, будет назначено дополнительное время, а там шансы выиграть снова 50%. Таким образом, нужно будет выиграть две игры с 50%-ными шансами на успех в каждой, т. е. на самом деле вероятность победы составляет 25%.

Однако тренеры обычно дают установку забивать двухочковый, отмечает Ричард Тэйлер, профессор экономики University of Chicago. Это можно приписать нашему нежеланию сожалеть о содеянном в случае неудачи. Если тренер поставит задачу заработать сразу три очка, но команде не удастся это сделать, не только она будет сразу объявлена проигравшей, но тренера станут честить за жадность и безрассудство.

Так же и инвесторы зачастую излишне обеспокоены тем, чтобы не выглядеть дураками в краткосрочной перспективе. Инвестиции в акции, как и трехочковый бросок за несколько секунд до финальной сирены, можно считать наилучшим шансом заработать (деньги или победу). Но многие не решаются вкладывать деньги в фондовый рынок, опасаясь краткосрочных убытков и сопровождающего их чувства горького сожаления. “Если вы готовы быть долгосрочным инвестором, вы поступаете просто глупо, воздерживаясь от покупки акций. Вас совершенно не должны беспокоить дневные или даже месячные колебания рынка”, – говорит Тэйлер. (WSJ, 15.03.2006, Михаил Оверченко)