Экономика болеет за Италию


С 2000 г. к каждому чемпионату мира или Европы аналитики ABN Amro публикуют доклад под названием “Футболономика”, в котором оценивают вклад турнира в мировую и местные экономики. В докладе всегда содержится прогноз: победа какой из команд будет максимально полезна мировому хозяйству.

“Наши исследования доказали, что победа национальной сборной на крупном турнире добавляет 0,7% дополнительного роста экономике страны”, – просвещает “Ведомости” один из авторов “Футболономики-2006” Рубен ван Левен. После победы страну-победительницу накрывает волна эйфории, которая трансформируется в большие потребительские расходы и тем самым стимулирует экономику. А проигравший в финале ЧМ платит за проигрыш темпом роста ВВП.

В 2002 г. ЧМ выиграла Бразилия, ВВП которой увеличился на 0,6%, а проигравшая бразильцам Германия потеряла 1,18% ВВП, приводит пример исследователь. “Победа Италии увеличит потребительскую активность и будет стимулировать инвестиции, даст позитивный толчок экономике”, – говорит второй автор доклада Чарльз Калсховен. Рост итальянской экономики через экспорт-импорт перельется на всю еврозону, подхватывает ван Левен. Подъем ВВП еврозоны, в свою очередь, будет означать, что увеличится импорт из США и Азии, а следовательно, уменьшится торговый дефицит США и станет устойчивее мировая экономика, резюмируют оба.

Вряд ли победа на ЧМ может придать такой толчок экономике, сомневается Кодоньо Лорензо из Bank of America. “Можно ожидать роста продаж пива, шампанского, сувениров и одежды с символикой, все вместе – максимум 0,1% ВВП”, – считает Лорензо. Если же чисто теоретически предположить, что ВВП Италии действительно вырастет на 0,7%, то ВВП всей еврозоны вырастет на 0,1%, а это неправдоподобно много, заключает экономист.

Аналитик ING Financial Markets Роб Карнелл разделяет скепсис коллеги из Bank of America: “Увеличение на 0,7% – это нереально много, особенно если вспомнить, что у Италии экономика в прошлом году росла где-то на 0,2%”. Карнелл добавляет, что даже в охваченной эйфорией стране может увеличиться лишь потребительский спрос, который в одиночку не обеспечит такого роста ВВП: “В конце концов, вы же не открываете собственный бизнес или не начинаете более активно инвестировать в промышленность только потому, что ваша страна выиграла чемпионат мира”. Единственная страна, где доказана зависимость между спортивными успехами и ростом ВВП, – это Новая Зеландия. “Если проигрывает их сборная по регби, то в следующем квартале можно запросто недосчитаться 0,1–0,2% ВВП”, – сообщает Карнелл.

Но каков бы ни был положительный экономический эффект от победы Италии на ЧМ-2006, надеяться на него не стоит, подводят итог футбольные аналитики. Как заявил “Ведомостям” Руперт Адамс, пресс-секретарь самой авторитетной букмекерской конторы мира William Hill, шансы Италии выиграть ЧМ оцениваются как 33 к 1. Вероятность финала между Италией и Германией, по мнению аналитиков William Hill, составляет 15 к 2. “Италия и Германия определенно входят в восемь самых перспективных команд турнира, – замечает генеральный директор ФК “Москва” Юрий Белоус, – но я бы ставил на Бразилию, они выше всех других участников минимум на голову”.

Авторы доклада признают, что за все время исследований ни одной экономически оправданной победы так и не случилось. На чемпионате Европы 2000 г. аналитики ABN Amro ждали победы Германии, но победила Франция, на ЧМ-2002 фаворитом голландцев опять были немцы – и опять не оправдали надежд, проиграли Бразилии, а на ЧЕ-2004 экономическим фаворитом была родная Голландия, а выиграли греки.