Проект “Б”: Безбилетный проезд


Акции движения автомобилистов “Свободный выбор” оказались настолько заразительными, что многим захотелось сделать вид, что они их тоже поддерживают. Даже кураторы “Единой России” решили прокатить своих подопечных на этой волне. Как бы там ни было, а главное то, что в результате совместных усилий общественников и подоспевших вовремя официальных политтехнологов Олегу Щербинскому в кассационной инстанции был вынесен оправдательный приговор.

Как известно, автомобиль, который вел Щербинский и в котором находились еще его жена и дочь, оказался на пути машины алтайского губернатора Михаила Евдокимова. Губернатор погиб, Щербинскому дали четыре года колонии-поселения. Теперь оправдали. Оба решения, видимо, принимались судом в состоянии аффекта, и оба, в нашей реальности, были правильными. На первое решение могла повлиять жажда поскорее найти виноватого – многим тогда казалось, что губернатора убили. Второе тоже связано с настроениями – слишком многие в стране осознали, что на месте Щербинского мог оказаться каждый. Начались неофициальные выступления в поддержку водителя, и кураторы официальной общественности очень разумно не стали эти выступления игнорировать. Суд снова принял правильное решение.

Интересно вот что – каков порог? С какой инициативой и как нужно выступить, чтобы всем захотелось поучаствовать? Каким должно быть обвинение, чтобы народ не отмалчивался, а симпатизировал? Те, кто выезжал на улицы, чтобы поддержать Щербинского, выступали, в частности, против мигалок. А в результате движение “оседлали” даже те, кто сам ездит с мигалками. Отличный результат. Хорошая инициатива неизбежно порождает известную экономистам “проблему безбилетника”. Это когда усилия и ресурсы вкладывают немногие энтузиасты, а результатом пользуются многие.

В России теперь можно говорить о том, что важными условиями результативности коллективных действий являются Интернет и автомобиль. Организаторы “Свободного выбора” говорят, что свою первую акцию, прошедшую 19 мая 2005 г., им удалось организовать за четыре дня с помощью автомобильных интернет-форумов. В защиту праворульных машин на улицы выехало около 6000 автомобилей в 50 регионах. Таких автомобилей в России примерно 2 млн. В январе нынешнего года автомобилисты с успехом выступили в защиту машин с поворотниками красного цвета. Американских и японских машин, которые могли бы оказаться вне закона, более 3 млн. Ну а на месте Щербинского теоретически мог оказаться кто угодно из 24 млн обладателей частных автомобилей в России. В одной Москве на улицы 12 февраля, чтобы поддержать Олега, выехало от 1500 до 2000 машин и в каждой было по двое-трое человек.

То есть для правды нужен не правый суд, а критическая масса сочувствующих. Беда только, что не каждый обвиняемый в России соберет многомиллионную армию болельщиков. Вот дело Светланы Бахминой. Напомним, что, по версии обвинения, эта сотрудница ЮКОСа в 1997–1998 гг. похитила у государства имущество компании “Томскнефть” на общую сумму 8 млрд руб. Тогда ей было 28 лет и она занимала должность начальника сектора договорно-правовой работы. Светлана, у которой двое малолетних детей, больше года ожидает суда в заключении. Прокуроры требуют приговорить ее к девяти годам лишения свободы. Сколько есть корпоративных юристов, которые могли бы выйти или выехать на улицы в ее защиту? А есть еще тысячи безвестных обвиняемых, которых поддерживают только близкие.