За топливом на биржу


Зато нефтяники от идеи не в восторге. Биржа – избыточный инструмент, достаточно обязать госорганы все покупать на конкурсах, считает представитель “Лукойла” Дмитрий Долгов. Биржа – более прозрачный механизм, на ней участникам сделки сложнее договориться, возражает чиновник ФАС. А представитель одной из нефтяных компаний соглашается, что в бирже нет никакого смысла: не реально бензин на Дальнем Востоке продавать по ценам, определенным московской биржей, тогда нужно создавать во всех регионах филиалы, но в каждом регионе свой монополист со сложившимися отношениями с покупателями. “Пока существуют вертикально-интегрированные холдинги, биржа, тем более созданная сверху, работать не будет”, – уверен он. Биржевой товар должен быть стандартным, а качество нефтепродуктов в России очень различно, отмечает еще одно препятствие аналитик Альфа-банка Константин Батунин. К тому же биржа нефтепродуктов не может существовать без биржи нефти, добавляет аналитик информагентства “Кортэс” Людмила Лурье. Ее создание чиновники Минпромэнерго признали нереализуемым.

Чиновники давно ищут способы сдержать рост цен на бензин, который в 2004 г. подорожал почти на треть, а в 2005 г. – на 16%. За два с половиной месяца этого года цены на заправках поднялись еще на 1,4%. Биржа нефтепродуктов должна была притормозить цены. На самом деле сейчас уже существует почти 40 площадок, на которых могут торговаться нефть и нефтепродукты, говорится в материалах Минпромэнерго, направленных в Минэкономразвития и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Проблема в отсутствии у нефтяников мотивации к торговле на бирже, пишут чиновники министерства. “У нас конкурентный рынок только в Москве и Петербурге, а на весь Дальний Восток – один Хабаровский НПЗ”, – добавляет советник начальника департамента ТЭК Минпромэнерго Юрий Плакиткин. Из 27 российских заводов 19 входят в вертикально-интегрированные холдинги, которые используют трансфертное ценообразование, и биржа им не нужна, соглашается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Но проблему можно решить, верят в Минпромэнерго. Для этого сначала в качестве эксперимента нужно обязать госорганы, естественные монополии и госкомпании покупать на бирже бензин и дизтопливо для своих нужд. Они обеспечивают минимум 20% годового потребления нефтепродуктов, а через биржу обычно проходит не более 5% товара. Какой объем участники эксперимента должны будут закупать на бирже и на какой именно, пока обсуждается. Это может быть консорциум из всех бирж, изъявивших желание участвовать, во главе с управляющей компанией или будет проведен конкурс, рассказывает Плакиткин. В Федеральной антимонопольной службе, которая безуспешно борется с монополиями на региональных рынках нефтепродуктов, идею поддерживают. “Мы будем знать рыночную цену, сэкономим деньги бюджета и зададим стандарты биржевой торговли товарами”, – надеется чиновник ведомства. А раз крупнейшие покупатели будут работать через биржу, то нефтяным компаниям не останется ничего другого, как тоже прийти туда и создать предложение, уверен он. Комментарии в Минэкономразвития и ФСФР получить не удалось.

Госорганы и монополисты только за. “Мы и сами всеми силами боремся за снижение издержек”, – рассказывает Марита Нагога, представитель РАО ЕЭС, которое закупает топлива на 132 млрд руб. Большую часть товаров холдинг покупает через электронную систему В2В, и “не дай бог какому-нибудь директору купить что-то по цене выше, чем предлагали поставщики через эту систему”, говорит она. Ирина Хрунова, замдиректора “Росжелдорснаба”, филиала РЖД, потребляющего 6% производимого в стране дизтоплива, считает, что без отлаженного механизма определения цен на нефтепродукты будут пробуксовывать многие отрасли экономики. Чиновник Министерства чрезвычайных ситуаций называет биржу одним из приемлемых способов закупок. Сейчас силовые ведомства подают заявки в Минобороны, а оно проводит аукционы, но в прошлом году они не состоялись, потому что в регионах заявку на участие подавала только одна компания.