“Лукойл” продает остатки флота


Как заявил “Ведомостям” вице-президент Palmali Гаврил Слепцов, пароходство намерено купить все 10 арктических танкеров “Лукойла” дедвейтом 14 800–20 000 т. Принципиальное согласие сторон уже имеется. Сделка с “Лукойлом” может закрыться уже в апреле, говорит Слепцов. Сейчас, по словам Слепцова, Palmali ведет переговоры о кредите с одним из германских банков. От этих переговоров и будут зависеть сумма и сроки сделки. Сам “Лукойл” потратил на строительство этого флота около $300 млн. Комментировать переговоры о продаже представители компании не стали. Но источник в “Лукойле” такую договоренность подтвердил. “Стратегия “Лукойла” – избавление от непрофильных активов, когда появилась возможность выгодно продать танкеры, такое решение было принято”, – заметил собеседник “Ведомостей”.

“Лукойл” был первой нефтяной компанией, которая обзавелась собственным флотом. Запущенная в 1996 г. судостроительная программа была предметом особой гордости нефтяников. В 1997–2002 гг. они построили по пять арктических танкеров на верфях в Висмаре (Германия) и Петербурге, еще пять (класса “река – море”) в Волгограде. Однако уже весной 2002 г., даже не достроив два речных танкера, “Лукойл” заявил, что будет избавляться от всего флота. Компания рисковала потерять лидерство в сфере добычи нефти в России. Поэтому пришлось сокращать затраты и продавать непрофильные активы, объявили нефтяники.

Суда класса “река – море” “Лукойл” продал два года назад, неплохо на этом заработав. “Лукойлу” эти танкеры обошлись в $45 млн, а новому владельцу – в $52 млн. Сначала “Лукойл” сообщил, что покупателем стала мальтийская IP Shipping, никак не связанная с самой компанией. Позднее выяснилось, что флот ушел к “связанной стороне, которая контролировалась одним из руководителей группы”, указал “Лукойл” в своем отчете за 2004 г.

Продажа арктических танкеров затянулась на четыре года. Все это время они были на балансе “дочки” “Лукойла” – “Калининградморнефти”. А технический и коммерческий менеджмент осуществляла дочерняя компания государственного “Совкомфлота” – кипрская Unicom Management Services. “Совкомфлот” не раз предлагал “Лукойлу” продать ему танкеры, последний раз – осенью 2005 г., – говорит близкий к “Совкомфлоту” источник. – Но нефтяники на это предложение не ответили”.

Порадовать инвесторов сверхприбыльной сделкой “Лукойл” вряд ли сможет, полагает директор по развитию бизнеса норвежской нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. Сейчас похожие танкеры продаются примерно по $20 млн. Таким образом, “Лукойл” может выручить за них $200 млн, тогда как потратил свыше $300 млн, напоминает он. Согласен с оценкой Перфилова и топ-менеджер одного из российских пароходств. Впрочем, давно обещанная продажа непрофильного актива в любом случае положительная новость для “Лукойла”, добавляет аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Хотя с самым удачным моментом для такой сделки “Лукойл” опоздал минимум на полгода – когда фрахтовые ставки падали, но еще был резким дефицит провозных мощностей и серьезным спрос на подержанные танкеры.